Главная » Библиотека » Недельная глава » Недельная глава "Кдойшим"

«Кдойшим»Ваикро, 19:1 – 20:27

Глава «Кдойшим», которую в этом году читают в первую субботу после Песаха, начинается с повеления Всевышнего, обращенного к Мойше: «И сказал Господь Мойше так: “Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы (кдойшим) будьте; ибо свят Я, Господь, Бог ваш”» (Ваикро, 19:1,2).

Значение слова кодойш  («святой») на иврите отличается от значения слова «святой» на русском. На языке Торы кодойш это, прежде всего, «отделенный», «не такой, как все». Когда это слово используют применительно к Творцу, то имеют в виду, что ни Он, ни Его качества не только не постижимы, но даже не поддаются сравнению с чем-либо, известным нам. Все, что мы можем себе представить, – знание, мощь, милосердие, – которые характеризуют человека, никоим образом не приближаются даже на йоту к знанию, мощи и милосердию Создателя.

И так написано у пророка: «…обращаясь друг к другу, (срофим – ангелы) говорят: святой, святой, святой Господь воинств! Вся земля полна славы Его!» (Йешаяу, 6:3). В простом понимании здесь говорится о том, что разные творения Всевышнего обладают разной степенью святости и существует некая шкала, градация сравнения, по которой  кто-то будет выше, а кто-то ниже. Но Святой, благословен Он, всегда стоит над всеми; Он – несравним.

Йоносон (знаменитый мудрец эпохи Мишны, ученик Илеля, создавший перевод всего Писания на арамейский, известный как Таргум Йоносон) объясняет, что троекратное упоминание слова кодойш (святой) свидетельствует о трех аспектах святости Творца. В первый раз кодойш Йоносон переводит как «святой Он в высотах небесных, в месте, где обитает его Шхина», то есть Он вне любой формы, абсолютно ничем не ограничен. Во второй раз кодойш переводится как «святой на земле, где проявляется Его могущество», что означает: Он выше любой материи. В третий раз кодойш трактуется как «святой вовеки веков», то есть Он и, соответственно, Его святость вечны, неподвластны времени.

Однако, несмотря на то, что Творец непостижим и недосягаем, Тора требует от нас, чтобы мы уподоблялись Ему насколько это возможно. Как сказано в  Пятикнижии: «…и будешь идти путями Его» (Дворим, 28:9). Объясняют мудрецы: как Он милосерден, так и ты будь милосердным, Он заботится о бедных – и ты заботься о них, Он навещает больных – и ты навещай…

В нашей главе мы находим требование уподобиться Творцу и в святости: «…святы (кдойшим) будьте…» Создатель, «святой на земле, где проявляется Его могущество», выше любой материи, Он в Своей святости отделен от этого мира. Но Он же принимает непосредственное участие в жизни Своих подданных: обеспечивает живых, оживляет мертвых, поддерживает падающих, излечивает больных, освобождает заключенных… Так и Его народ, евреи, могут, занимаясь будничными делами, – работой, бизнесом, покупками, спортом – оставаться кдойшим – святыми, не такими как окружающие.

Если еврей будет использовать голову не только для того, чтобы «ею есть», как в известном анекдоте про боксера, а в первую очередь как Мишкан для души, связывающей человека с Творцом, то все его мысли, слова, поступки наполнятся совершенно иным смыслом, и он станет кодойш.

Классическим примером является царица Эстер. На пиру, устроенному ею для Ахашверойша, она пожаловалась, что есть злодей, желающий погубить ее и ее народ, и на вопрос царя, кто же этот негодяй, указала на самого властителя! Как царица допустила такой промах, из-за которого весь план спасения евреев мог провалиться? Дело в том, что Эстер говорила вовсе не с Ахашверойшем, а с Царем всех царей и Ему жаловалась в молитве на притеснителей евреев. Поэтому она и указала на царя Персии, мало отличавшегося от Омана. А внешне все выглядело так, как будто Эстер говорила с Ахашверойшем.

На естественный вопрос, как возможно подняться на такую духовную высоту, Создатель отвечает нам: «…ибо свят Я…» То есть источник вашей святости – Моя святость. И Я помогаю вам прикоснуться к ней.

Каждый еврей может преобразиться, используя такую уникальную возможность. И здесь Тора не только приказывает, но и обещает: святыми будете! Дело в том, что на иврите глаголы «будьте» и «будете» пишутся одинаково, поэтому данный стих можно понимать и как «святыми будете».Пусть Всевышний поможет исполниться сказанному перед получением Торы: «Вы будете мне царством священников и народом святым» (Шмойс, 19:6). 

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)