Главная » Библиотека » Недельная глава » Недельная глава «Цав» – «Зохойр»

Недельная глава «Цав» – «Зохойр» Ваикро, 6:1 – 8:36; Дворим, 25:17 – 19

 В статье на темы недельной главы «Пекудей» мы уже упоминали о постановлении мудрецов в определенные четыре субботних дня читать дополнительные отрывки из Пятикнижия. В этот шабат – перед праздником Пурим – читают второй из таких отрывков – из книги Дворим (25:17 – 19), содержащий две заповеди: помнить о том, что сделал нам Амолек, и обязанность его уничтожить. Остановимся на этих мицвойс.

В отрывке, который так и называется – «Зохойр» («Помни») говорится:  «Помни, что сделал тебе Амолек на пути при вашем исходе из Египта. Как он застал тебя в пути и поразил всех ослабевших позади тебя, а ты утомлен и измучен; и не убоялся Бога. И будет: когда Господь, Бог твой, даст тебе покой от всех врагов твоих со всех сторон на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для овладения ею, сотри память об Амолеке из поднебесной. Не забудь».

Кто такой Амолек, и почему Тора требует его тотального уничтожения – такого, чтобы даже памяти о нем не осталось? Исторически Амолек – внук Эйсова, сына Ицхока и брата нашего праотца Якова. От него и пошел народ амолекитян, унаследовавший всю ненависть, которую испытывал его дед к Якову.

Свой первый выход на мировую арену Амолек совершил, напав на евреев, когда они шли к горе Синай. После всех чудес, которые Творец продемонстрировал своему народу, показав, кто истинный правитель мира, когда все народы в ошеломлении трепетали перед евреями, Амолек пошел на евреев войной – тем самым объявив войну Самому Всевышнему...

У зла в этом мире есть два основных проявления – вожделение и отрицание. Все остальные качества являются производными от них. Эти два главных проявления зла получили свое воплощение и в народах: Египет – олицетворение вожделения и похоти, Амолек – отрицания святости. Мидраш сравнивает действия Амолека с поступком ненормального, который прыгнул в кипящую воду и, хотя сам сварился, но воду несколько охладил. Так и Амолек: погибая, он успевает «охладить» евреев в стремлении служить Творцу.

Мудрецы учат, что амолеки бывают трех видов. О первом мы уже упоминали: это древний народ, все устремления которого сводились к уничтожению евреев и противостоянию любому проявлению святости в нашем мире – даже ценой собственной жизни. Амолекитяне исчезли как народ после того, как их разгромил царь Шоуль. Но поскольку он не истребил их поголовно, как приказал Всевышний, то потомки Амолека, смешавшиеся с другими народами, периодически обнаруживают лютую ненависть к евреям, отличаясь от «простых» антисемитов готовностью уничтожить наш народ любой ценой.

Второе воплощение Амолека – ерев рав. Люди эти «евреи по паспорту», но это единственное, что связывает их с нашим народом. По сути, они бóльшие антисемиты, чем некоторые гоим. Про них говорит Талмуд, что их ненависть к изучающим Тору больше чем ненависть всех народов к евреям в целом. И мы видим, как в государстве Израиль объединяются самые разные еврейские(!) партии и организации с одной целью: помешать другим евреям учить Тору, соблюдать субботу, делать обрезание…

Известный всем праведник рав Ицхок Зильбер, который отличался безграничной любовью ко всем евреям, говорил, что эти люди – амолекитяне в еврейском народе.

Третье воплощение Амолека в нашем мире – ейцер ора – дурное начало, гнездящееся в каждом из нас и не дающее совершать добрые поступки так, как этого требует Всевышний и совесть человека.

Все эти разновидности Амолека стремятся, в сущности, к одной цели: сначала охладить пыл евреев в служении Создателю, потом заставить их перестать исполнять заповеди, а затем и вовсе разорвать их связь с Творцом.

У современного Амолека много способов ослабить наши души, подавить сопротивляемость злу. Но основной метод – сеять сомнение. Гематрия (числовое значение) имени Амолек равна гематрии слова софек – «сомнение». Амолек делает свое черное дело, сея сомнения в душе человека. Сомнения в истинности Торы, наследия мудрецов, обязательности исполнения законов, неотвратимости наказания и получении заслуженной награды с небес, провидении Всевышнего… Так злодей «охлаждает кипящую воду» – наши душевные порывы, естественное стремление делать добро. И если Амолек хоть немного преуспеет в этом, человек уже сам покатится вниз  и отдалится от Творца.

На святом языке слово зехер («память») и захар («мужчина») восходят к одному корню, имеющему также значение «влиять», «воздействовать». Когда Тора приказывает стереть память об Амолеке, то не подразумевает, что мы забудем имя злодея, а заповедует нам нейтрализовать любое влияние на нас этой силы зла, имеющей цель оторвать нас от избранного Всевышним народа и от Самого Творца.

Мудрецы говорят, что когда евреи погружены в изучение Торы, то любое зло бессильно перед ними. Амолек приходит, когда евреи недостаточно уделяют ей сил и времени. И сегодня, когда мы воочию видим, что враги снова и снова пытаются уничтожить нас духовно и физически, мы понимаем, что привело к этому. Нет иной возможности спастись от надвигающейся угрозы, как только все больше и больше отдавать времени и сил изучению Торы, приумножению ее славы!

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)