Главная » Библиотека » Недельная глава » Недельная глава «Вайейшев»

Недельная глава «Вайейшев» (Бэрэйшис, 37:1 – 40:23)

В недельных главах книги Бэрэйшис, которые мы сейчас изучаем, излагается непростая история наших праотцев – Авроома, Ицхока и Яакойва, рассказывается об испытаниях, которые они прошли. Вся их жизнь была посвящена одной цели – созданию народа Израиля, особого народа, предназначение которого состоит в том, чтобы быть соучастником Творца в строительстве и совершенствовании этого мира, а по завершении всего воссоединиться с Создателем.
Мы уже говорили о том, что с появлением Авроома мир переродился, он как бы прошел процесс сотворения заново, а десять испытаний, которым Всевышний подверг нашего праотца, были как десять речений, которыми создана вся вселенная.
В Пиркей овойс написано: «На трех основах зиждется мир – на Торе, служении [Всесильному] и добрых делах» (1:2). То есть ради них Творец поддерживает существование мира. Но почему именно они оправдывают бытие вселенной? Дело в том, что право на существование имеет только то, что напрямую связано с Творцом, то есть добро.
Ведь Он Сам - средоточие добра, не сравнимого ни с кем и ни с чем. И все, что является подлинным добром в этом мире, соотносится с Ним, подобно тому, как ветвь соотносится с корнем. Поэтому-то, создавая каждый элемент этого мира, Творец сообщал, что «это – хорошо», давая нам понять: только то, что «хорошо», Он создает и поддерживает.
Но иногда, несмотря на высокое качество и исправность всех деталей, созданный механизм получается ни на что не годным. Однако, описывая завершение процесса мироздания, Тора говорит нам, что «вот – все очень хорошо». То есть и каждый отдельный элемент, и их совокупность – все есть добро, созданное и поддерживаемое Всевышним.
Только про одно творение не сказано, что оно «хорошо». Это человек. Тем не менее, мудрецы находят, что в словах «все очень хорошо» содержится намек на высокую оценку человека, так как слово «человек» (אדם - одом) состоит из тех же букв, что и слово «очень» (מאד - меойд).
Почему же Тора только намекает на это? Дело в том, что каким быть, по какому пути направиться решает сам человек. Творец подарил нам замечательный мир, снабдил колоссальным запасом доброты и бескорыстия, но используем ли мы этот потенциал, зависит от нас самих. Нужно лишь четко представлять себе, что, делая добро, мы не только самосовершенствуемся, но и поддерживаем и совершенствуем весь мир, тем самым приближая и его и себя к Создателю[1].
Можно сказать, что в этом мире человек действует в трех областях: это его внутренний мир, его отношения с Творцом и его отношения с окружающими. Соответственно, для того, чтобы Всевышний поддерживал этот мир, в этих трех сферах человек должен совершать поступки, заслуживающие «хорошей оценки» Всесильного.
Об этом и говорят мудрецы в Пиркей овойс: «На трех основах зиждется мир…»  Тора – это инструмент совершенствования самого человека. Только с ее помощью, изучая и исполняя ее заповеди, человек может изменить себя в лучшую сторону во всех областях. И по принципу «мера за меру», Всевышний, видя, что человек старается совершенствовать себя, помогает ему в этом.
Служение – это обращение к Создателю, признание того, что все в Его руках и только от Него все зависит. И когда человек полагается на Творца, то Он ему отвечает добром и заботится о нем, как о единственном сыне.
Совершая добрые поступки, особенно если людям помогают не по обязанности, человек уподобляется Самому Создателю, дающему нам все, не будучи нам ничем обязанным. И так же, по принципу «мера за меру», Он помогает нам и поддерживает нас.
Задачу поддерживать эти основы мира взяли на себя наши праотцы. Они исполнили свою работу настолько хорошо, насколько это доступно человеку. Авроом, будучи первым из праотцев, понял, что первое качество Творца, открывшееся в этом мире, – хесед: давать другим, не будучи им ничем обязанным. Ведь это Он сотворил мир, нас и дал нам возможность всегда быть с Ним. Поэтому Авроом избрал себе главной жизненной целью помощь людям и достиг в этом предельных высот, доступных человеку.
Ицхок открыл другое качество Творца – качество суда, означающее, что все в мире должно находиться внутри заданных Создателем рамках. Ведь все создания Всевышнего - от мала до велика - беспрекословно выполняют Его волю, и человек не должен быть исключением. Ицхок был постоянно обращен к Творцу; он посвятил себя служению Ему, принес себя Ему в жертву. 
Третий из праотцов – Яакойв, получивший уникальное духовное наследие своих предшественников, занялся самосовершенствованием, посвятив себя изучению Торы.
Тора, служение Всевышнему и добрые дела – это основы, которые возвели и укрепили праотцы и сумели передать потомкам – народу Израиля. В этом была цель их жизни, и они в полной мере осуществили ее. Теперь наша очередь.
 
 
 
 

[1] Здесь нужно оговориться. Как мы уже не раз писали, конечно же, существование мира, его совершенствование, а равно приближение к Творцу – дело Его рук, но своими действиями мы не только готовим себя к исполнению предназначенной нам миссии, но, если можно так сказать, даем Ему возможность нам помочь, и Он засчитывает это нам в заслугу, как будто мы все это совершили.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)