Главная » Библиотека » Недельная глава » Недельная глава «Ницовим»

Недельная глава «Ницовим» (Дворим, 29:9 – 30:20)

Глава «Ницовим» («…Вы стоите…»; в этот шабес ее читают в синагогах вместе с главой «Вайелех» – «И пошел…») – последняя в уходящем году. И ее изучение может стать хорошей подготовкой к Рош ашона. Начинается она словами, вынесенными в ее заголовок: «Все вы стоите сегодня пред Господом, Богом вашим…» (Дворим, 29:9). Ситуация аналогична той, которая складывается в Новый год: все создания проходят перед Творцом, и Он судит их.
Начало года – это время, когда у каждого из нас спрашивают: чем ты занимался прошедший год, на что потратил выделенные тебе время, силы, деньги, здоровье, способности и т. д. И в зависимости от этого человеку выносится вердикт: что с ним будет в следующем году.
Всем понятно, что когда хозяин предприятия оценивает деятельность своих работников, то исполнительных, инициативных, преданных делу ждет не только повышение зарплаты. Этим людям будет оказано больше доверия, им будут предоставлены более широкие полномочия, выделены дополнительные ресурсы для выполнения новых задач. Те же сотрудники, которые работают с прохладцей, малоинициативны, не ищут новых путей, не заботятся о благополучии своего предприятия, будут, возможно, понижены в должности, а некоторые даже и уволены.
Однако «работники» могут спросить: а почему, собственно, именно мы обязаны трудиться с таким напряжением, отдавая все силы? Ведь работающие на этом «предприятии» наши соседи – другие народы – не обременены столькими обязанностями – заповедями.
На этот вопрос отвечает Тора: вы обязаны служить Всевышнему потому, что между Творцом и народом Израиля был заключен брис – союз, причем действие этого договора охватывает не только ваше поколение, но и все последующие, как сказано: «И не только с вами я заключаю этот завет и этот [обет] клятвенный. Но с тем, кто здесь с нами стоит сегодня пред Господом, Богом нашим, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня» (Дворим, 29:13,14).  То есть души всех евреев и будущихгерим (перешедших в иудаизм) присутствовали при заключении этого союза.
Тем не менее, говорит далее Тора, возможно, что несмотря на заключенный брис, «есть среди вас мужчина или женщина, или семейство, или колено, сердце которого уклоняется сегодня от Господа, Бога нашего, чтобы идти служить божествам тех племен; быть может, есть среди вас корень, плодящий яд и полынь. И будет: когда услышит слова этой клятвы, и благословится в сердце своем, говоря: мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду» (там же, 29:17, 18). То есть наделенный свободой выбора человек – несмотря на явное присутствие Шхины(Божественной эманации), происходящие постоянно чудеса, традицию отцов, наконец, – волен поступать по своему желанию.
Но тогда не нужно удивляться, почему таких людей или даже все их поколение, отказывающееся идти путями Торы, ждут суровые наказания. Ведь сказано про них: «Не изволит Господь простить ему, ибо тогда воздымится гнев Господа и ярость Его против того человека, и ляжет на него вся клятва, записанная в этой книге, и сотрет Господь имя его из поднебесной. И отделит его Господь ко злу от всех колен Исраэля, по всем клятвам завета, записанного в этой книге Учения» (там же, 29:19, 20).
Причем наказание может быть настолько суровым, что даже другие народы удивятся: «…почему сделал Господь такое с этой землей и за что сей великий палящий гнев?» (там же, 29:23). За то, скажут они, «что оставили завет Господа, Бога их отцов, который Он заключил с ними, когда Он выводил их из страны египетской. И пошли они, и служили божествам чужим и поклонялись им, божествам, которых не знали они и [которыми] Он не наделял их. И воспылал гнев Господа на ту землю, чтобы навести на нее все то проклятие, что записано в этой книге. И отторг их Господь от их земли в гневе и в ярости, и в негодовании великом, и бросил Он их на землю другую, как в сей день» (там же, 29:24 – 27).
Здесь следует пояснить, что любые наказания, упомянутые в Торе и предназначенные одному человеку или целому народу, имеют лишь одну цель – исправление. Это не месть и не вспышка гнева за непослушание. Наказания, о которых говорит Тора, направлены на исправление того, что причинил человек себе и миру. Да, это больно, иногда очень больно, но облегчение обязательно наступает. Ведь и врач, спасая человека от смерти, часто вынужден причинить ему боль.
И об этом тоже сказано в главе «Ницовим»: наказания достигнут цели – народ Израиля совершит тшуву и будет возвращен на свою землю, и Шхина опять будет прибывать среди нас. «И будет, когда сбудутся над тобой все эти слова, благословение и проклятие, которые я изложил пред тобою, и примешь к сердцу твоему среди всех племен, куда удалил тебя Господь, Бог твой. И возвратишься ты к Господу, Богу твоему, и слушать будешь Его гласа во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и твои дети, всем сердцем твоим и всею душою твоей. И возвратит Господь, Бог твой, пленников твоих, и умилосердится Он над тобою, и вновь соберет Он тебя от всех народов, где рассеял тебя Господь, Бог твой» (там же, 30:1 – 3).
Но такого тяжкого, длинного пути можно избежать. Ведь Творец не сокрыл от нас Свою волю и не повелевал делать невозможное: «Ибо эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя, и не далека она. Не на небе она, чтобы сказать: кто взойдет для нас на небо и возьмет ее нам, и даст нам услышать ее, чтобы мы ее исполнили? И не за морем она, чтобы сказать: кто пойдет для нас за море и возьмет ее нам, и даст нам услышать ее, чтобы мы ее исполнили? Но близко тебе это слово очень, чтобы устами твоими и сердцем твоим исполнять его» (там же, 30:11 – 14).
Тора предоставляет человеку свободу выбора, перед ним две дороги, как сказано: «Смотри, я предлагаю тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло» (30:15).  И обе дороги приведут к поставленной Творцом цели. Иначе они не назывались бы дорогами. Разница лишь в том, что исполняющий волю Создателя, приобретающий будущий мир, наслаждается и этим миром, а нарушающий Его волю, теряя этот мир, обретает мучения и после смерти. Поэтому Сам Творец говорит нам: «Призываю в свидетели против вас сегодня небо и землю. Жизнь и смерть предложил Я вам, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое, – любил Господа, Бога твоего, слушал Его гласа и держался Его, ибо Он твоя жизнь и долгота твоих дней…» (30:19, 20).

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)