Главная » Библиотека » Недельная глава » «ТАЗРИА»

«ТАЗРИА» Ваикро, 12:1–13:59

В этой главе идет речь о разных видах язв и наростов, которые могут появиться на теле человека или пятнах на его одежде. Но Тора не имеет в виду обычные кожные заболевания. Объясняют мудрецы, что эти грозные знаки – наказание за лошойн ора – злословие.

Тора предписывает такому человеку находиться вне стана (поселения) и не приближаться к людям до тех пор, пока он не излечится. А поскольку эта проказа – наказание за злословие, то грешник не излечится до тех пор, пока не раскается в содеянном и не устранит ущерб, который нанес пострадавшим.

Талмуд говорит, что грех злословия – один из наиболее тяжелых. Он приравнивается к убийству, разврату и идолопоклонству вместе взятым. Мудрецы делают такой вывод, сравнивая причины разрушения Первого и Второго храма. Ведь Первый храм пал из-за вышеназванных преступлений, а Второй – из-за лошойн ора. И все изгнания, преследования, погромы являются прямым следствием злословия. В чем причина того, что Творец так сурово относится к этому пороку?

Дело в том, что лошойн ора разрушает отдельного человека и народ в целом. Поясним это. Душа человека подразделяется на три основные составляющие, которые на святом языке называются нефеш, руах, нешома. Нижняя составляющая, нефеш, ответственна за физическую и физиологическую деятельность тела. Высшая, нешома, за связь с Творцом. А средняя – руах – соответствует личностным качествам человека.

Заповеди тоже делятся на три категории, соответствующие этим уровням души. Те, которые связаны с неким физическим действием, относятся к уровню нефеш, а, например, изучение Торы находится на уровне нешома. Что же касается заповедей, связанных с речью, то есть с личностным качествами человека, то они соответствуют уровню руах.

Этот подход отражен в переводе Пятикнижия на арамейский язык Онкелусом (великим мудрецом эпохи таноим, учеником рабби Элиэзара и рабби Йеошуа), который перевел конец стиха «…и вдохнул в его ноздри живую душу, и стал человек живым существом» (Берейшис, 2:7) как «…и стала в человеке душа – душой разговаривающей». То есть между речью и душой существует прямая связь. С одной стороны, речь как ничто другое отображает внутренний мир человека, а с другой – влияет на него, духовно обогащая или же разрушая.

Первое на земле злословие исходило от змея и поразило первого человека, что повлекло за собой гибель мира. Оно стало источником всего зла на земле. Поэтому, несмотря на то, что существуют и другие запреты, связанные с речью, такие как ложь, лесть, сквернословие, лошойн ора наиболее губителено для души тем, что человек уподобляется змею. И как змей был проклят, так проклят и злословящий: «Проклят поражающий ближнего своего тайно» (Дворим, 27:24). Объясняют мудрецы, что здесь говорится о злословящем.

Кроме этого злословие вносит раздор между людьми, вызывает взаимную ненависть. «Лошойн ора, – сказали мудрецы, – убивает троих: рассказывающего, слушающего и того, о ком говорят». А как мы уже отмечали, единство для евреев жизненно необходимо, и когда его нет, нас постигают несчастья, не дай Бог.

Теперь понятно, почему этот грех столь тяжел. И наказанием за него – мера за меру – является изоляция от общества. Злоязычник сеял раздор между людьми – теперь он будет находиться вдали от всех. И даже когда кто-нибудь по незнанию приближается к нему, он должен кричать: «томе, томе!» («нечист, нечист!»).

Основная причина того, что люди так легко впадают в грех злословия, заключается в незнании всех деталей запрета сплетничать. Нарушающие его думают, что не совершили ничего плохого.

Приведем несколько примеров того, как можно пострадать от лошойн ора. Часто человек оправдывается тем, что «говорит правду». Но именно такую «правду» и запретила Тора распространять: если она может как-то навредить человеку или выставить его на посмешище. И только в исключительных случаях, когда нужно обезопасить другого или предотвратить ущерб и нет иной возможности, разрешено сказать плохо о еврее.

Еще пример: некоторые люди не видят ничего дурного в том, что нелестно отзываются о своих женах или детях, «по-родственному» обсуждают их поведение и поступки. Но из-за того, что злословит близкий человек, грех усугубляется – ведь такому доверяют больше и, соответственно, вреда он наносит тоже больше.

Сказал царь Шломо: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Мишлей, 21:23). Да поможет нам Творец исполнить этот совет, и пусть пребудет мир между всеми евреями.

.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)