Главная » Деятельность » Обрезание

Путь к совершенству

Одну еврейку спросили: почему еврейским младенцам делают обрезание? «Ну, во-первых, это красиво…» – начала свой ответ мудрая женщина. Это, конечно, анекдот, но в нем, как часто бывает, содержится определенный смысл.

Брит мила на иврите буквально означает «обрезание [в знак] союза», то есть союза народа Израиля с Творцом. И обрезание – знак этого союза (завета), запечатленный на плоти еврея. Тора так говорит об этой заповеди (Берейшис 17:10): «Вот завет Мой, который надлежит вам хранить, – союз между Мною и вами, между Мной и потомством твоим после тебя: пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина». Насколько важно обрезание, можно понять хотя бы из того, что слово брит (в связи с этим обрядом) упоминается в Торе тринадцать раз. Наши мудрецы учат, что у необрезанных евреев нет права на Святую землю, ибо Всевышний обещал Аврааму отдать во владение Эрец-Исраэль только в том случае, если он и его потомки будут исполнять заповедь обрезания: «…дам тебе и потомству твоему… всю землю кнаанскую во владение вечное… ты же соблюдай завет мой… обрезан да будет у вас каждый мужчина» (Берейшис 17:8 – 17:10). Следовательно, когда евреи не признают обрезания – знака союза Авраама с Всевышним, – это увеличивает срок нашего изгнания – как в духовном, так и в физическом смысле.

Возникает вопрос: если Господь желал, чтобы сыны Его народа были обрезанными, то почему Он не создал их таковыми? Возможно, ответ содержится в мидраше (Танхума, Тазриа гл. 5).

Римляне, владевшие Эрец-Исраэль в древности, время от времени запрещали (как и многие другие захватчики) исполнение еврейских законов, в частности обрезание. Во всяком случае, проявляли именно к этой заповеди повышенный интерес. Так, римский наместник в Иудее задал великому еврейскому ученому раби Акиве «провокационный» вопрос:

– Чьи дела совершеннее: человека или Бога?

– Человека, – совершенно неожиданно для вельможи ответил раби Акива.

– Как, ты хочешь сказать, что человек может создать нечто подобное небу, земле, звездам?! – воскликнул пораженный римлянин.

– Я имею в виду вещи, которые лежат в пределах человеческих возможностей.

– Почему вы, евреи, делаете обрезание? Ведь тем самым вы допускаете, что создания Творца несовершенны, требуют «улучшения».

– Я ждал этого вопроса, потому и сказал тебе, что деяния человека выше деяний Господа. Что, по-твоему, совершеннее: пшеничное зерно или хлеб?

– Хлеб, конечно.

– Ты сам признал, что созданное руками человека совершеннее творения Бога. Он, разумеется, мог бы создать младенца уже обрезанным, но Он предоставил человеку возможность совершенствоваться, исполняя Его заповеди.

Всевышний хочет, чтобы человек сам засвидетельствовал факт своей принадлежности к еврейскому народу. Ему предоставлена возможность самовоспитания и самоусовершенствования. В стремлении каждого отдельного еврея сохранить свою еврейскую сущность содержится ключ к пониманию того факта, что народ Израиля вечен.

Нет ничего, что берегло бы еврейский народ от ассимиляции больше, чем брит мила. Евреи не прекращали исполнять эту заповедь и тогда, когда за это грозила верная смерть: во время гонений императора Адриана, в средневековой Испании, в гитлеровской Германии… В Советском Союзе формально не было закона, запрещающего обрезание, но все знают, какие, мягко говоря, неприятности могла иметь та семья, где решились не отступать от заветов отцов.

Ныне обрезание принято во многих цивилизованных странах. Считается, что эта операция полезна для здоровья: евреи, мол, плохого своим детям не пожелают. И действительно, многочисленные исследования показали: обрезание предохраняет от некоторых весьма серьезных заболеваний. Однако полным непониманием сущности заповеди было бы объяснять обрезание лишь заботой о гигиене. У этой заповеди иная, духовная, цель.  Как в физическом плане человек создан несовершенным и в его руках исправить недостатки, так и в духовном смысле мы обременены большим количеством недостатков, которые нужно искоренить и тем самым усовершенствовать себя. Так Тора учит нас основной цели нашей жизни: достижению духовной целостности.

р. ГОРОДЕЦКИЙ




Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)