Траур
Еврейский Закон придает большое значение соблюдению траура по усопшим родственникам. Это не только дань общечеловеческой традиции, а предписывающая заповедь Торы.
Иудаизм выражает реалистическое отношение к смерти и не считает ее трагедией. Трагедией может быть лишь преждевременный уход из жизни. Когда же человек переходит в мир иной, благословенный Творцом долгой праведной жизнью, смерть воспринимается как нечто естественное, как велика бы ни была при этом наша скорбь.
Боль невосполнимой утраты, горечь и отчаяние, наполняющие душу скорбящего – особенно в случае безвременной, трагической смерти, – часто вызывают у людей, далеких от религии, чувство безысходности, бессилия и страха перед «слепым роком». Бывает, что в качестве психологической защиты человек вырабатывает в себе циничное безразличие к факту смерти даже самых близких людей…
[В основе этих психологических реакций – ошибочное восприятие мира как арены игры неподвластных человеку безразличных к нему сил, слепого случая, что характерно для древнегреческой философии. Иудаизм же приучает видеть в абсолютно всех аспектах бытия проявление воли Творца. Поэтому от еврейской души требуется искреннее сопереживание, сопричастность боли и нуждам ближнего – и неотъемлемой составляющей этого душевного настроя является, несомненно, проявление чувства скорби об усопшем. С другой стороны, траур даже по ближайшим родственникам длится лишь определенное время, с постепенным снижением степени ограничений, накладываемых на скорбящего. И это естественно, ибо в противном случае психика людей, потерявших близких, будет непоправимо нарушена. Жизнь должна продолжаться.]
Соблюдение традиционных предписаний траура имеет две цели. Первая цель – оказание уважения памяти усопшего. Вторая – основная – побуждение скорбящего к размышлениям о смысле жизни, о своем пути в ней, к самоанализу и честной оценке поступков. Следствием этой духовной работы должно быть пробуждение чувства стыда и раскаяния за совершенные грехи и стремление очиститься перед Всевышним, Который даровал нам жизнь, но Который может забрать ее у нас в любой момент…
Правильное исполнение предписаний еврейских законов траура подразумевает соблюдение скорбящими определенных ограничений в повседневной жизни: в пище, работе, супружеских отношениях, проведении досуга и тому подобном. Очень важно, чтобы в синагоге регулярно читался кадиш – специальная молитва по душе усопшего, чтобы скорбящий выделил определенную сумму на благотворительность, посвящал время регулярному изучению Торы для вознесения души умершего.
И само проведение еврейских похорон требует соблюдения разного рода предписаний и традиций (выбор кладбища, обряд омовения тела, обряд криа – надрыв одежды в знак траура, присутствие миньяна – десяти взрослых евреев, чтение определенных молитв и отрывков из Священного Писания и многое другое). Всем этим занимается специальное еврейское похоронное общество – хевра кадиша, – участие в котором всегда считалось одной из самых почетных миссий для еврея.
Необходимо сказать, что еврейская традиция крайне отрицательно относится к посмертному вскрытию. Ведь даже после смерти (особенно в первые дни) душа человека остается связанной с телом. При современном состоянии медицинской науки в абсолютном большинстве случаев вполне возможно установить причину смерти без вскрытия. А использование тела усопшего в анатомических целях противоречит взгляду иудаизма на почтительное отношение к покойному, наносит душевную травму его близким.
Тело усопшего должно быть как можно быстрее предано земле, ведь Всевышний сказал Адаму: «…прах ты земной и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19). Кремация категорически запрещена! Еврейская традиция всегда рассматривала кремацию как оскорбительный ритуал, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах.
У окружающих нас нееврейских народов
распространен обычай выставлять останки умершего на всеобщее обозрение. Такая
церемония категорически отвергается еврейской традицией и рассматривается как
непочтение к умершему, насмешка над ним. Надо, чтобы человек запомнился близким
таким, каким он жил, а не безжизненным загримированным и надушенным трупом.
Возложение цветов на могилу – это обычай, который вряд ли уместен на еврейском
кладбище.
Помните, что хороня своих усопших близких по чуждым евреям обрядам, вы приносите их душам неисчислимые страдания! Дополнительную информацию можно прочитать в статье "О том, что после смерти".
Р. ГОРОДЕЦКИЙ
В нашей общине можно получить консультацию и помощь в проведении похорон и соблюдении траура в соответствии с нормами еврейской традиции. За информацией обращайтесь по адресу: г. Минск, ул. Даумана, дом 13б (район легкоатлетического комплекса «Динамо»).
Контактный телефон: +375 29 6760747(Velcom).
Еврейское образование
вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи
Еврейский Календарь
Времена для Минска
Сегодня | |
Заря | |
Время тфилин и цицис | |
Восход | |
Шма по Агро | |
Молитва по Агро | |
Минхo гдойло | |
Заход солнца | |
Времена на ближайшую Субботу | |
Зажигание свечей | |
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин) |