Главная » Библиотека » Алаха и еврейский закон » Законы и обычаи написания свитка Торы

Законы и обычаи написания свитка Торы

Некоторые законы и обычаи написания нового свитка Торы и проведения церемонии внесения его в синагогу

29 кислева (21 декабря) наша община будет, с Божьей помощью, отмечать великое событие: внесение нового свитка Торы в синагогу. Такого не случалось в Минске уже около ста лет! В преддверии этого замечательного праздника мы посчитали правильным познакомить вас с основными законами и обычаями, связанными с ним. Во-первых, потому что это принято: изучать законы праздников перед их наступлением. Во-вторых, поскольку, как уже говорилось, это нечастое событие в жизни евреев Минска, то и законы эти менее известны, а ведь мы все будем участвовать в торжестве.

Заповедь написания свитка Торы

  • Существует заповедь, предписывающая каждому написать свиток Торы. Комментаторы Талмуда выводят ее из сказанного в книге Дворим: «И ныне запишите себе эту песнь…» (31:19). Каждый исполняющий эту мицву, удостаивается особого благословения, он и его дети наделяются мудростью.

  • Написание свитка – это сгула (верное средство), помогающее благополучному появлению на свет детей (мальчиков).

  • Многие пишут Тору, чтобы помочь душам родственников или душе учителя подняться к престолу Творца. Источником этого обычая является, по-видимому, то место в Талмуде (Шабес, 105б), где еврейская душа сравнивается со свитком Торы.

  • Если кто-то владеет искусством сойфера (писца), предпочтительно, чтобы он исполнил заповедь сам. Остальные могут нанять специалиста; заповедь будет засчитана заказчику.

  • Даже если кто-то умеет писать священные тексты сам, но почерк сойфера оказался красивее или же создание свитка оторвет у него время, предназначенное для изучения Торы, то правильнее будет нанять сойфера.

  • Если покупается готовый свиток, надо убедиться, что сойфер оставил недописанными несколько слов, чтобы дописать их потом, для конкретного покупателя, ибо, как сказали мудрецы: «Тот, кто исправил хотя бы одну букву, как будто написал весь свиток» (Менохойс, 30а). Но и в том случае если приобретенный свиток написан полностью, заказчик может быть уверен, что исполнил мицву.

  • Свиток нужно заказывать у опытного и богобоязненного сойфера – даже если его услуги будут стоить дороже.

  • Оплатить расходы, связанные с исполнением заповеди написания свитка, можно только из своих личных денег, а не из маасера (десятины, отделяемой от доходов), кроме случая, когда владелец свитка хочет передать его в безвозмездное пользование общине или синагоге, не имеющих своего свитка Торы.

Подготовка к внесению свитка Торы

  • На торжество по случаю внесения свитка приглашают всех евреев города.

  • В некоторых местах принято в ночь перед церемонией собирать миньян в доме того, кто будет вносить свиток в синагогу, и учиться в комнате, где находится Тора.

  • Нужно заранее приобрести и подготовить ацей хаим – оси, к которым пришивают свиток, меиль (красиво расшитый чехол для свитка), указку, корону и другие серебряные украшения – все самого лучшего качества, но, разумеется, по цене, не превышающей возможности тех, кто хочет исполнить мицву наилучшим образом. Принято, чтобы на короне были колокольчики.

  • Важно, чтобы имя дарителя свитка было написано на ацей хаим. При этом можно использовать только еврейский алфавит.

  • На каждой из осей разрешено написать разные имена.

  • На самом свитке (даже на его обратной стороне) запрещено что-либо писать.

  • Желательно, чтобы тот, кто дарит серебряные украшения для свитка Торы, сказал, что дает право использовать их для любого свитка.

  • Существует сгула для беременных женщин: купить красивый новый поясок для скрепления свитка после его сворачивания, а старый взять себе.

Церемония внесения свитка Торы

  • Церемонию внесения свитка можно проводит в любой день, однако обычно ее стараются приурочить к какого-нибудь знаменательной дате еврейского календаря. В йомим нойроим (букв. «грозные дни»; период от Рош ашона до исхода Йом кипура) от проведения таких торжеств стараются воздержаться, а в период бейн амецорим («меж теснин»; три недели между постами 17 тамуза и Девятого ава) их вовсе не устраивают.

  • В молитве, предшествующей церемонии внесения свитка, не говорят таханун.

  • Там, где дописывают Тору, и там, куда ее вносят принято зажигать свечи.

  • Тот, кто вносит свиток в синагогу, должен перед торжеством постричься.

  • Сложился обычай, когда сойфер в конце свитка оставляет недописанными несколько букв, чтобы евреи, приглашенные на церемонию, могли поучаствовать в мицве. Делается это таким образом: сойфер заранее обводит по контуру несколько букв, а потом желающие исполнить заповедь под его руководством заполняют контуры букв чернилами.

  • Тот, кто пишет букву, должен сказать: «Вот я готов исполнить заповедь, предписывающую написать свиток Торы, как сказано: «И ныне запишите себе эту песнь…”». При этом нужно подумать о том, что буквы эти пишутся лишмо, то есть во имя Торы.

  • Правильно поступает тот, кто перед написанием букв в свитке очищается в миквэ.

  • Непосредственно перед процедурой написания омывают руки в честь исполнения заповеди. Их надо вытереть насухо, чтобы не повредить буквы.

  • Имя Творца пишет только сойфер.

  • Последнюю букву, по обычаю, дописывает владелец свитка.

  • Участники церемонии внесения свитка одеваются по-праздничному.

  • Существует обычай почтить как можно большее количество людей, дав им возможность написать букву в Торе.

  • Принято «продавать» буквы, то есть платить за возможность приобрести букву или несколько букв в новом свитке. Делается это для того, чтобы каждый желающий мог исполнить заповедь написания свитка. Такое единение с Торой избавит от всяких напастей, ибо она – древо жизни для исполняющих и поддерживающих ее. Все собранные от продажи букв средства идут на цдоку.

  • Если по какой-то причине человек, желающий написать букву в свитке, не может твердо держать перо, то его рукой водит сойфер. Таким образом, исполнение заповеди ему засчитывается. Двое не могут одновременно держать перо.

  • Тот, кто и таким способом не в состоянии написать букву, получает возможность заплатить сойферу, чтобы тот это сделал для него. И в этом случае мицва считается исполненной.

  • Те, кто получил возможность написать букву в свитке, должны постараться, чтобы эта буква входила в состав их имени.

  • Даже если осталось мало букв, а есть много желающих участвовать в мицве, нельзя стирать написанное.

  • Стараются закончить написание свитка или в молельном зале, или в соседних помещениях. После этого ставят хупу и несут свиток Торы в молельный зал. Шествие сопровождается весельем, песнями и танцами.

  • В то время, когда дописывают свиток, молитвы скорее доходят до Небес, ибо Создатель благоволит к исполняющим Его заповеди.

  • После того, как дописана последняя буква, собравшиеся поздравляют друг друга, делают лехаим.

  • Свиток перематывают до середины, предварительно убедившись, что чернила полностью высохли.

  • Во многих местах принято, что вносящий Тору раздает цдоку бедным или жертвует на нужды общины.

  • Как правило, вносящий свиток принимает обязательство соблюдать заповеди с еще большим усердием.

  • Когда дописывают последнюю букву, все присутствующие собираются в помещении, где это происходило, и провожают свиток до оройн акойдеш. Во время шествия поют песни в честь Торы.

  • Принято, что вносящий Тору и его супруга одевают субботние одежды.

  • Нужно подмести и убрать перед синагогой, в которую вносят Тору.

  • Необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы, не дай Бог, не уронить свиток.

  • Тору несут под хупой; свиток держат в правой руке. Сопровождающие впереди, по краям и сзади держат горящие факелы – в память об облаках славы.

  • Если по дороге к синагоге процессия проходит мимо другой синагоги, то из последней выносят свитки Торы в честь нового свитка.

  • Существует обычай, что первым несет свиток раввин общины, который потом передает его другим прихожанам. По иному обычаю, первым несет свиток его владелец. Затем он передает его другим, перед входом в синагогу свиток опять возвращается к его владельцу, который и вносит его внутрь. Причем первыми из рук владельца свиток получают койэны и левиты.

  • Тот, кому предлагают нести свиток, не может отказаться.

  • Принято целовать чехол свитка по дороге к синагоге. Это сгула на выздоровление от болезней и долголетие.

  • Тот, кто старается всячески почтить свиток Торы, достоин праведных сыновей.

  • Перед встречей нового свитка открывают оройн акойдеш и вынимают из него все находящиеся там свитки.

  • В молельном зале обходят биму с новым свитком хотя бы один раз. При этом читают Оно, Ашем, ойшио но… - как в Симхас Тойро. Существует также обычай обходить биму семь раз.

  • Перед тем, как помещают свиток в оройн акойдеш, читают Теилим (24:7) до слов съу шеорим рошейхэм…; один из уважаемых членов общины открывает оройн акойдеш и вносит в него все свитки, причем новый – в последнюю очередь.

  • Среди законоучителей существуют разногласия, нужно ли благословлять шээхейону на новый свиток. Поэтому желательно, чтобы вносящий свиток надел новые одежды или приготовил фрукт, на который положено сказать шээхейону. Тогда в любом случае благословение не будет произнесено напрасно.

  • Если вносящий свиток не успел сказать шээхейону в этот момент, он должен благословить при чтении Торы.

  • По обычаю евреев России и Литвы, чтение нового свитка является частью церемонии. Порядок чтения Торы как в праздники: Ваеи бин сой аооройн…, Шма, Йисроэль…, Эход Элойэйну…, Гадлула Шем… К Торе вызывают того, кто вносил свиток, но он не произносит соответствующие благословения ни до, ни после чтения. Начинают со стиха «Прибежище – Бог древний…» (Дворим, 33:27) и продолжают до заключительного стиха.

  • Хазан читает особое, составленное специально для этого случая, благословение Ми шебейрах…, и все желают ему мазал тойв.

  • После этого поднимают свиток и сворачивают, как обычно. В некоторых общинах делают агбаа таким образом, как принято в Симхас Тойро.

  • Затем хазан вносит Тору в оройн акойдеш, говорят Йеалелю, увнухой йоймар, Олейну, кадиш, Адойн ойлом...

  • Принято, чтобы после этого раввин общины сказал дрошу (речь, посвященную состоявшемуся событию).

  • Устраивают трапезу (сеудас мицва). Она должна быть праздничной – с мясными блюдами и вином, но, как писал Хаей Одом, тратить на нее чересчур много денег не стоит. За столом уделяют место диврей Тора, побуждая собравшихся подумать о том, чтобы в будущем заниматься Торой больше времени, а также оказывать больше поддержки изучающим ее.

После внесения свитка

  • В течение года нужно внимательно следить, не вкралась ли какая-нибудь ошибка в новый свиток.

  • При первом чтении нового свитка, тот, кто внес его, может вызвать к Торе любого по своему желанию; только раввин имеет право быть вызванным в обычном порядке, принятым в данной общине.

  • Даже если в зале присутствуют жених или юноша, достигший совершеннолетия, внесший свиток имеет преимущество и перед ними.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)