Недельная глава «Лех лехо» (Бэрэйшис, 12:1 – 17:27)
С рождением праотца Аврома в тысяча девятьсот сорок шестом году от сотворения мира началась новая эпоха. Говорят мудрецы, что шесть тысяч лет существования вселенной делятся на три периода. Первый отрезок времени в две тысячи лет, когда люди, полностью подчинившиеся своим страстям, погрязли в идолопоклонстве, называется тьмой. Второй период – период света - начался с рождения Аврома и продолжался до разрушения Второго Храма. Последние две тысячи лет ознаменуются приходом Мошиаха. Такая периодизация соответствует процессу творения. И там вначале появилась «тьма», и лишь потом был создан «свет». То есть как при сотворении мира тьму сменил свет, так рождение Аврома обозначило переход к эпохе света, сменившей эпоху тьмы.
Объясняя стих «Вот порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Господом Богом земли и неба» (Бэрэйшис, 2:4), Раши приводит комментарий мудрецов: здесь Тора сообщает нам, что все мироздание было создано в первый день. А что происходило в другие дни творения? Рамбан пишет, что в самый первый момент была создана некая «сверхматерия», содержащая в себе весь потенциал творимой вселенной, и весь дальнейший процесс созидания заключался в реализации этого потенциала.
Этот комментарий объясняет и то, что первые слова Торы: «В начале сотворения Богом неба и земли», - хотя и являются одним из десяти речений, которыми был создан мир, тем не менее, не начинаются со слов: «И сказал Бог...», - как девять остальных – поскольку то, что было создано этим речением (та самая «сверхматерия»), принципиально отличалось от всего, что создавалось в дальнейшем.
Наш праотец Авроом прошел десять испытаний, первое из которых было названо Ур Касдим - по имени города, где царь Нимройд бросил его в печь за веру в единого Бога. Комментаторы говорят, что эти десять испытаний подобны десяти речениям, которыми были созданы все миры. И как первое речение заложило основу всего дальнейшего созидания, так испытание Ур Касдим сделало Аврома принципиально другим человеком, выведя его из разряда бней Нойах (потомков Нойаха). Все же другие испытания были необходимы для того, чтобы реализовать потенциал Аврома и сделать его родоначальником нового народа с высшей миссией. (Этим, кстати, объясняется то, что о первом испытании Тора говорит только намеком, подобно тому, как первое речение тоже не начинается со слов «и сказал Бог».) Поэтому после возложения Ицхока на жертвенник Творец сказал Авроому: «...теперь знаю, что испытываешь ты трепет перед Богом...» (Бэрэйшис 22:12). Объясняет Рамбан, что изначально трепет этот был присущь Авроому лишь потенциально, но теперь проявился в действии.
«…Мною клянусь… - обещает далее Всевышний, - Я благословлю, благословлю тебя и умножу, умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, что на морском берегу, и овладеет потомство твое вратами своих врагов» (там же, 16, 17). Несмотря на то, что Авроому уже было все это обещано, комментирует Рамбан, Всевышний повторяет Свои слова и добавляет, что ни при каких обстоятельствах потомство нашего праотца не исчезнет и не случится такого, что, пав однажды перед врагами, евреи не смогут подняться. Также, добавляет Рамбан, Творец поклялся, что в конце концов избавит народ Израиля от всех врагов, отйейцер оро (дурного начала) и всего зла в целом, то есть доведет его до прихода Мошиаха.
Мы видим на примере праотца Авроома и даже учим на процессе сотворения мира, что есть необходимость в реализации того потенциала, тех сил, которые мы получаем от Творца. Как говорят мудрецы, каждый должен спросить себя: «Когда же мои поступки достигнут уровня поступков праотцев?» Понятно, что никто не ожидает от нас, что мы сравнимся с Авроомом, Ицхоком или Яаковом, но от нас требуется реализовать свои силы подобно им, и тогда мы действительно станем самими собой, настоящими евреями, достойными своих отцов.
Еврейское образование
вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи
Еврейский Календарь
Времена для Минска
Сегодня | |
Заря | |
Время тфилин и цицис | |
Восход | |
Шма по Агро | |
Молитва по Агро | |
Минхo гдойло | |
Заход солнца | |
Времена на ближайшую Субботу | |
Зажигание свечей | |
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин) |