Главная » Библиотека » Недельная глава » Недельная глава «Шмойс»

Недельная глава «Шмойс» (Шмойс, 1:1 – 6:1)

В эту субботу мы начинаем читать книгу Шмойс (Имена), вторую книгу Пятикнижия. Комментарии к ней хотелось бы предварить сказанным в мидрашео том, что каждая из пяти книг Хумаша соответствует одному из речений ойр («свет») в процессе сотворения мира.
Первый стих, в котором упоминается свет, причем дважды, гласит: «И сказал Бог: да будет свет! И был свет» (Бэрэйшис, 1:3).
Рамбан, объясняя этот отрывок, отмечает, что слово «сказал» указывает на желание Творца: его замысел создать свет*. А словосочетание «и был свет» указывает, соответственно, на создание этого света, его проявление в нашем мире – мире действия.
Таким образом, мидраш приравнивает деяния праотцев, о которых говорится в книге Бэрэйшис, к созданию света на уровне замысла. А становление народа Израиля, о чем рассказывается в книге Шмойс, - к созданию света в нашем мире. И хотя в словах мудрецов всегда содержится глубокий смысл, часто остающийся сокрытым от нас, тем не менее, это сопоставление можно понять и на нашем уровне.
Одно из главных назначений света: дать нам возможность различать и понимать. Поэтому часто знания сравнивают со светом. Наши праотцы тоже несли знание и понимание в этот мир. Но если видимый нами свет помогает в познании физического мира, то они знакомили нас с духовными основами, на которых зиждется материальный мир, которые влияют на него и без которых он не может существовать. Они учили нас правильно видеть окружающую действительность, правильно оценивать протекающие в ней процессы, учили, как должны правильно взаимодействовать мир и человек, а главное – передавали знания о Всевышнем, создавшем все миры и управляющим ими.
Рамбан, предваряя комментарии к книге Шмойс, объясняет, подобно Мидрашу, общую суть первых книг Хумаша так: деяния Авроома, Ицхока и Яакойва – как посеянные зерна, в которых, с одной стороны, уже заключено все будущее растение, а с другой - требуются еще немалые усилия, чтобы реализовать этот потенциал. И после того, как Тора заканчивает рассказ о праотцах в книге Бэрэйшис, в следующей за ней книге Шмойс она переходит к деяниям их потомков, то есть к повествованию о том, что вышло из этих посеянных зерен, к рассказу о становлении народа Израиля.
Сказанное Рамбаном, в частности, проливает новый свет на голус Мицраим – египетское изгнание – как на неотъемлемую часть процесса рождения еврейского народа! Как зерно – для того, чтобы из него выросло дерево, помещают глубоко в землю, где оно долго лежит, распадается, ненужные уже части отделяются от него, истлевают и исчезают, и только после этого из сердцевины пробивается зеленый росток, который со временем превращается в крепкое дерево, - так и народ Израиля должен был погрузиться в тьму голуса, чтобы выйти из него сильным и крепким.
Этим, кстати, объясняется сказанное мудрецами о том, что Творец поспешно вывел евреев из Египта, иначе они бы упали на пятидесятую ступень нечистоты, откуда нет возврата. Конечно, Всесильный мог бы их вывести и оттуда, но это означало бы все создавать заново. Ведь если зерно полостью сгнило, то нечему произрастать!
Выход из Египта, продолжает Рамбан, не может считаться полным на протяжении всего того времени пока евреи не достигли уровня праотцев. Поэтому книга Шмойс включает акт получения Торы и построение Мишкана – Скинии, где пребывала Слава Творца, распространяясь оттуда на весь Израиль. Ведь так было и у праотцев: Шхина – Божественная эманация всегда пребывала над их шатрами. Это и есть реализация замысла Всевышнего: создать свет, донести его до нашего мира и осветить им всех прибывающих в нем.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)