Главная » Библиотека » Недельная глава » Недельная глава «Тойлдойс»

Недельная глава «Тойлдойс» (Бэрэйшис, 25:19 – 28:9)

На этой неделе в синагогах читают главу «Тойлдойс», где рассказывается о двух сыновьях Ицхока – Яакойве и Эйсове. Тора повествует о том, как старший, Эйсов, продал свое первородство Яакойву, а после этого младший брат хитростью забрал у него и благословения отца.
При чтении этой главы у любого из нас должны возникнуть вопросы. Как у таких праведных родителей мог родиться столь нечестивый сын? В чем смысл продажи первородства? О чем спорили Ицхок и Ривка? И для чего Яакойв должен был хитростью получать эти благословения? Попытаемся немного в этом разобраться.
Мы уже говорили, что до грехопадения первого человека зло было отделено от добра и не смешивалось с ним. Но после того, как Одом нарушил Волю Творца, оно распространилось по всему миру, смешавшись со всем хорошим, что было создано на Земле. Задачей праотцев и была ликвидация последствий греха первого человека – выявление зла и подчинение его добру.
Сказано про Яакойва, что он «иш тамйойшейв оалим– человек цельный, пребывающий в шатрах» (Бэрэйшис, 25:27). Объяснили мудрецы, что наш праотец пребывал в шатрах изучения Торы, он был как «древо жизни». Эйсов же, про которого там же сказано, что он «стал человеком, сведущим в охоте, человеком поля», был как «древо познания добра и зла». И соответственно принципу «сур мейро ваасей тойв– отдаляйся от зла и делай добро», Эйсов должен был подчинить зло, которого было в нем достаточно, добру, также присутствовавшему в нем, то есть сур мейро – отдалиться от зла. Яакойв же, в натуре которого не было никакой примеси зла, должен был на практике осуществлять принципваасей тойв.
И если бы Эйсов правильно сделал свою работу, он сохранил бы свой статус потомка Ицхока, и еврейский народ, как говорит мидраш, произошел бы от обоих братьев: каждый из них – Эйсов и Яакойв –стал бы родоначальником шести колен.
Рамбан объясняет, что все назначение благословений, встречающихся в Торе, – это помощь с Небес, создание человеку таких условий, при которых ему будет удобнее выполнять свою работу, служить Всевышнему. Поэтому Ицхок и хотел благословить Эйсова –ведь именно ему предстояла тяжелая борьба с йейцер оро, - и тем самым создать ему благоприятные условия на поле битвы. В натуре Яакова, как мы уже упомянули, не было ни грана зла. Ведь все то зло, которое вошло в Одома и по наследству перешло к праотцам, в результате их духовной работы было выделено, вышло из них и вошло в Ишмоэля и Эйсова.  Поэтому Ицхок считал, что младшему сыну не требуется дополнительное благословение.
Но дело в том, что Эйсов и не собирался исполнять возложенную на него работу, однако тщательно это скрывал, рассчитывая получить благословения отца. Ривка же, выросшая рядом с Бэтуэлем и Ловоном – изощренными обманщиками, сумела распознать, кем на самом деле является ее старший сын. И поскольку он не взял на себя исполнение поставленной перед ним задачи, то и благословения ему не полагаются.
Говорят мудрецы, что праведник получает не только свою долю в будущем мире, но и долю злодея. Но за это праведник берет на себя и всю не выполненную злодеем работу в этом мире, поскольку на небесах не раздают незаслуженные награды. Так и случилось между братьями. Эйсов презрел будущий мир и отказался от него в пользу Яакова, но вместе с наградой тот получил и долю работы, причитающуюся Эйсову.
Мидраш говорит, что в стихе «А сейчас возьми твои орудия, твою перевязь и твой лук, и выйди в поле, и налови мне дичи» (Бэрэйшис, 27:3) заключен намек на четыре изгнания, каждое из которых соответствует одной из основных четырех сил зла, которые предстояло евреям победить: «орудия» - это Бовель, «перевязь» - Мидия, «лук» - Греция, а слова «выйди в поле» указывают на Рим. Ицхок готовил Эйсова к этим изгнаниям. Но мы знаем, кто из братьев действительно прошел все испытания. В тот момент, когда Эйсов отказался от служения Творцу в нашем мире и от награды в будущем, то это наследие перешло к Яакойву. И теперь на нем лежит ответственность не только за воплощение принципа ваасей тойв, но и за предварительную работу по осуществлению задачи сур мейро.
Таким образом, расчеты Ицхока на то, что благословения помогут Эйсову выполнить более трудную, чем у брата, работу, поскольку ему придется непосредственно столкнуться со злом, после «бегства» Эйсова не оправдались. Более того, теперь стало ясно, что благословения по праву должны принадлежать Яакойву. Поэтому Ривка и послала его получить их у отца.
В заключение следует добавить, что когда Яакойв ответил отцу: «Я Эйсов, твой первенец», - он его не обманывал. Поскольку к нему перешла и работа Эйсова в этом мире, и его надел в мире грядущем, то он стал и старшим и младшим сыном Ицхока – Эйсовом и Яаковом в одном лице.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)