Главная » Библиотека » Недельная глава » Недельная глава «Воэйро»

Недельная глава «Воэйро» (Шмойс, 6:2 – 9:35)

Как вы помните, глава «Шмойс», которую мы учили на прошлой неделе, заканчивается на том, что измученные притеснениями египтян евреи предъявили претензии Мойше и Аарону: «И сказали им: и увидит Господь и осудит вас за то, что вы зловонным сделали дух наш для фараона и для слуг его и вложили меч в их руку, чтобы убить нас» (Шмойс, 5:21). Тогда Мойше обратился к Всевышнему с такими словами: «Господин мой! Почему Ты содеял зло этому народу, почему Ты послал меня? С тех пор, как я пришел к фараону говорить от Имени Твоего, он хуже стал поступать с этим народом, а спасти...  не спас Ты Свой народ». И ответил ему Творец: «Теперь увидишь, что сделаю Я с фараоном…» (там же, 6:1).
С ответа Создателя и начинается изучаемая нами на этой неделе глава: «Потому скажи сынам Израиля: Я Господь, и Я выведу вас из-под тягот Египта, и спасу вас от порабощения их, и избавлю вас рукою простертою и великими судами. И возьму вас Себе народом, и буду вам Богом…» (там же, 6:6, 7). Эти слова хорошо всем известны: они звучат за пасхальным столом, в ночь седера. На святом языке этот раздел Агады называется арба лошойнойс шель геула – «четыре вида освобождения».
И хотя речь здесь, вроде бы, идет об освобождении из египетского рабства, мудрецы усматривают в словах Торы и намеки на будущее. Например, в ответе Всевышнего: «Теперь увидишь, что сделаю Я с фараоном…» - они находят дополнительный смысл: увидишь только то, что Я сделаю фараону теперь, в твое время, но не увидишь, что Я сделаю с царями семи народов в будущем в Эрец-Исроэль. А четыре вида геулы, о которых говорится в нашей недельной главе, мудрецы рассматривают как обещание освободить народ из четырех грядущих изгнаний.
Почему же Тора говорит об этом здесь? Дело в том, что египетское изгнание могло стать первым и последним. Но при условии, что народ Израиля прошел бы его полностью. Ведь праотцу Авроому было сказано, что его потомки будут в рабстве четыреста лет, а евреи провели в Египте двести десять лет.
«И говорил Элойким Мойше и сказал ему: Я –Ашем» - так начинается наша недельная глава. Почему вначале названо Имя Творца, означающее качество суда (Элойким), и тут же другое Имя, олицетворяющее качество милосердия (Ашем)? Отвечают мудрецы: чтобы это понять, нужно провести аналогию со стихом из книги Бэрэйшис (2:4): «Вот порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Господом [качество суда] Богом [качество милосердия] земли и неба». Этот стих мудрецы прокомментировали так: вначале Творец хотел создать мир исключительно качеством суда, но увидев, что такой мир недолго простоит, присоединил качество милосердия, и только после этого создал мир.
Мы уже не раз говорили: то, о чем в Торе сказано, что это Всевышний «хотел создать», – было создано, только не на материальном, а на высшем уровне. В частности, приведенный здесь стих из книги Бэрэйшис говорит про создание будущего мира, в котором каждый будет занимать место согласно своим заслугам, то есть в соответствии с качеством суда. Но для существования нашего мира необходимо наличие в нем качества милосердия – без него мы бы не устояли.
То же самое можно сказать и относительно процитированного стиха из главы «Воэйро»: поскольку весь мир был задуман и создан ради народа Израиля, а как мы уже сказали, он должен был основываться на качестве суда, то предполагалось, что евреи сумеют пройти испытание рабством в полной мере. И Мойше, качеством которого, как известно, был именно суд, Творец выбрал главой для того, чтобы народ Израиля, потянувшись за ним, сумел завершить в полной мере изгнание - и тогда геула была бы всеобъемлющей и окончательной!
Но у евреев не хватило сил и веры пойти за Мойше, они не приняли его («…увидит Господь и осудит вас за то, что вы зловонным сделали дух наш для фараона…»). Поняв это, Мойше обращается к Творцу: «Почему Ты послал меня?» - ведь евреи не готовы пройти весь период рабства, руководствуясь только мерой суда! И на это отвечает Всевышний: «Теперь увидишь…» - то есть увидишь только теперешнее, настоящее, а не то, что Я совершу семи царям, поскольку это избавление не будет полным. Мне придется добавить Свое милосердие и вывести евреев из Египта «теперь», раньше срока, но это означает, что им придется восполнить это изгнание посредством четырех других изгнаний. Но скажи им, что и из этих грядущих изгнаний «Я выведу вас… и спасу вас… и избавлю вас… И возьму вас Себе народом, и буду вам Богом…»
То, что Всевышний предрекает именно четыре изгнания, не случайно. Они соответствуют четыремгзейройс (приговорам, вынесенным евреям фараоном). Последний из них - «Не давайте более солому народу для изготовления кирпичей, как вчера и третьего дня» (Шмойс, 5:7) – вызвал     следствие: «И разбрелся народ по всей земле…» (там же, 5:12). Говорят мудрецы, что слова לא תאספון («не давайте») можно прочитать и как «не собирайтесь» (из-за лишней буквы א в словеתאספון). Этот приговор больнее всего ударил по евреям, поскольку лишил их единства.
Настоящее, последнее из четырех изгнаний, полностью соответствует как раз четвертой гзейре– рассеянию, причем не только в географическом смысле. Имеется в виду разобщенность нашего народа, порождаемая беспричинной злобой, неприязнью, злословием. И пока мы не искореним это зло в самих себе, не научимся уважать и любить других, тяжело рассчитывать на скорое освобождение.
Аойсэ шолойм бимроймов у яасэ шолойм олейну вэаль коль Исроэль вэимру омэйн!

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)