Недельная глава «Хаей Соро» (Бэрэйшис, 23:1 – 25:18)
Рамбам (рабейну Мойше бен Маймон, крупнейший кодификатор Алохи, живший в 12 – 13 вв.) писал в созданном им алахическом кодексе Яд ахазака (раздел «О царях», 9:1), что первому человеку были даны шесть заповедей:запрещалось поклоняться идолам, проклинать Всевышнего, убивать, развратничать, воровать; споры между людьми должны были решаться в судах, созданных на началах справедливости. Нойах получил еще одну заповедь – запрет есть части, отделенные от живого существа. Всего семь мицвойс.
Так было до появления праотца Авроома. Ему было заповедано делать обрезание (брисмила); онустановил утреннею молитву – шахарис. Когда вырос Ицхок, он стал отделять десятину и установил дневную молитву – минха. Яакойв начал исполнять еще одну заповедь: запрет употреблять в пищу седалищное сухожилие; он же установил вечернюю молитву – маарив. С появлением Мойше все евреи стали исполнять Закон Торы во всей полноте.
Итак, несмотря на то, что, по мнению всех наших законоучителей, три ежедневных молитвы установлены не Торой, а решениемСанэдрина(орган верховной власти у евреев), они тем не менее вместе с другими заповедями являются ее неотъемлемой частью. Более того: эти молитвы, как следует из слов Рамбама, – краеугольный камень самой Торы наряду с союзом, заключенным Творцом с Авроомом.
Что же из себя представляет молитва и в чем ее важность? В книге «Дерех аШем» Рамхаль (раби Мойше Хаим Луццатто, знаменитый каббалист 18 в.) пишет, что молитва – это тот механизм, с помощью которого все блага, данные нам Всевышним, – здоровье, достаток, знания, потомство, духовные постижения и прочее – достигают этого мира. И без молитвы мы ничего этого не получим. В Торе есть тому множество примеров. Приведем один из них.
«Вот порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Господом Богом земли и неба. Никакого кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не слал Господь Бог на землю; и человека не было, чтобы возделывать землю» (Бэрэйшис, 2:4, 5). Поясняют мудрецы: «А почему Творец не посылал дождь? Ибо “человека не было, чтобы возделывать землю”, — не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился [на свет] Одом и понял, что дожди необходимы, он стал молить о них, и [они]пошли, и выросли деревья и [другая] зеленая растительность». В третий же день творения, о котором сказано: «И извлекла земля…» (там же, 1:12), —растения не появились, а,находясь в состоянии готовности, ждали под поверхностью земли до шестого дня (Хулин, 60б). То есть даже то, что Творец уже приготовил для нашего мира, не придет без выраженного желания человека, без его просьбы.
Эти слова мудрецов указывают на то, что в молитве заложен более глубокий смысл. Об этом говорит и Рамхаль. Творец дал человеку разум для того, чтобы он сам разобрался как вести себя в этом мире, и возложил на него обязанность постигать, что ему для этого нужно. Таким образом, во-первых, подчеркивается значимость человека, который в отличие от всех других созданий наделен разумом, позволяющим правильно ориентироваться в этом мире и вести себя подобающим образом. Во-вторых, благодаря этим качествам, которыми нас наделил Всевышний, мы можем не опасаться, что, занимаясь повседневными делами, погрязнем в материальном, поскольку любым нашим начинаниям предшествует молитва, в которой мы возлагаем все свои чаяния на Творца. Так, будничные дела не только не отдаляют нас от Создателя, но, наоборот, приближают к Нему и еще крепче привязывают к Нему весь наш мир.
В Талмуде во многих местах говорится, что одного старания, без молитвы, человеку недостаточно. Неважно, касается это материальных успехов или духовных побед. Без молитвы нельзя реализовать даже то, что уже заложено Всевышним, даже то, что Он обещал исполнить. Пример тому – исход из Египта. Авроому Создатель обещает, что его дети будут освобождены из рабства, но когда Творец посылает Мойше с этой миссией, Он говорит ему, что услышал вопль (то есть горячую молитву) сынов Израиля. Если бы не молитва, не состоялся бы исход евреев из Египта!
Поскольку вся жизнь наших праотцев была посвящена исполнению воли Творца, то есть правильной реализации всех тех сил, которыми они были наделены, то становится ясно, что без молитвы они не смогли бы в этом преуспеть.
Праотцы оставили нам эти силы в наследие, как сказано в Торе: «…голос – голос Яакова…» (Бэрэйшис, 27:22).Это глас Торы и слова молитвы – это сила Исроэля!
Еврейское образование
вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи
Еврейский Календарь
Времена для Минска
Сегодня | |
Заря | |
Время тфилин и цицис | |
Восход | |
Шма по Агро | |
Молитва по Агро | |
Минхo гдойло | |
Заход солнца | |
Времена на ближайшую Субботу | |
Зажигание свечей | |
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин) |