Главная » Библиотека » Праздники » Йом кипур

Йом кипур

Через считанные часы наступает Йом кипур – уникальный день еврейского календаря, имеющий для всех нас огромное значение. Это День искупления, когда Творец прощает евреям все грехи, совершенные в течение предшествовавшего года. Более того, во времена Храма, в котором первосвященник вел предписанную для этого великого дня службу, многие грехи прощались евреям даже без совершения ими тшувы – раскаяния (см. у Рамбама «Законы тшувы», гл.1). Сегодня у нас нет ни первосвященника, ни Храма, но сила этого святого дня очищает всех тех, кто искренне раскаивается и берет на себя обязательство более не грешить.
Почему именно этот день – десятое число месяца тишрей – Всевышний избрал для прощения грехов Своего народа? Дело в том, что в этот день Мойше третий раз спустился с горы Синай и передал евреям вторые скрижали*. И поскольку этот день ознаменовался окончательным прощением народа, то Святой, благословен Он, установил его как День искупления на все поколения.
На самом деле связь между получением Торы и прощением грехов более глубокая. Как вы помните, разница между первыми и вторыми скрижалями состояла в том, что первые создал Сам Творец, вторые же было приказано изготовить Мойше, и только буквы на них начертал Всевышний. Это означает, говорят мудрецы, что, решив передать евреям первые скрижали, Творец прежде подготовил их для получения Торы. Что же касается вторых скрижалей, то мы должны сами готовить себя, чтобы быть достойными принять этот царский подарок.
Находясь на горе Синай, Мойше был настолько далек от всего материального, что, как свидетельствует Тора, сорок дней не ел и не пил. Так и мы можем удостоиться ее, если уменьшим, насколько это возможно, потребности тела, свою зависимость от материального мира. И чем дальше мы отойдем от всего материального, тем ближе будет нам духовное богатство Торы.
В Йом кипур запрещены пять действий (помимо запрещенных и в шабос видов работ, ведь Йом кипур называется шабас шабосойн): еда и питье, умывание, умащивание тела, ношение кожаной обуви, супружеские отношения. Но в отличие от других постов, где такие запреты – выражение скорби, в этот день их причина иная.
Рамбам объединяет эти запрещенные действия общим словом швиса (от глагола лишбойс – «покоиться»). Раши, разъясняя в комментариях к Хумашу суть шабоса, который тоже швиса от различного вида труда, говорит, что в этот день любая работа в твоих глазах должна как бы уже быть сделана. Так и в Йом кипур, уклоняясь и от созидательной деятельности, и от плотских удовольствий, то есть от всего того, чем живет человек в этом мире, мы должны смотреть на свое служение здесь как на уже совершенное, а себя представлять уже не в этом, а будущем мире, где нет места греху. Он просто не может туда «пробраться», ведь причина его возникновения в том, что мы следуем за нашими плотскими вожделениями, а не за потребностями души. В будущем же мире материальному места нет. То есть Йом кипур – это свет, доходящий до нас из грядущего мира, и этот свет очищает нас от всей скверны, которая пристала к нам вследствие наших грехов.
Получается, что оба величайших подарка, которые были даны народу Израиля, – Тора и Йом кипур – глубоко связаны, имеют общий корень: ойлом або – грядущий мир, который является целью всей нашей работы в этом мире. А тот, кто еще больше углубится в Учение, поймет, что на самом деле и Тора и Йом кипур и есть этот самый ойлом або!
Желаем всем быть записанными в Книгу жизни, чтобы в новом году не было ни печалей, ни горестей, а только радость и счастье. Пусть Творец обратит наши сердца на служение Ему, и год этот станет годом геулы – освобождения для всего народа Израиля. Гмар хасимо тойво!
 
 

* Как мы помним, в первый раз он сошел семнадцатого тамуза, но тогда сыны Израиля совершили грех золотого тельца и Мойше пришлось разбить первые скрижали. Второй раз пророк поднялся, чтобы просить Создателя простить еврейский народ и не уничтожать его. В третий раз он взошел на гору первого числа месяца элюль, чтобы изготовить вторые скрижали и, пробыв на вершине сорок дней, спустился с ними десятого числа месяца тишрей.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)