Первый месяц года
В основополагающем кодексе еврейского Учения «Арба турим» великого законоучителя 13 – 14 веков Яакова бен Ошера сказано, что каждый из шолойш реголим (трех праздников, в которые нужно было подниматься в Иерусалим) связан с одним из наших праотцев: Песах – с Авроомом, Шавуойс – с Ицхоком, Сукойс – с Яаковом. А двенадцать рошей ходошим (новомесячий) соответствуют двенадцати родоначальникам израильских колен, поскольку с ними, как и с праотцами, тоже заключен брис – союз. Поэтому, пишет Бен Ошер, рош хойдеш должен быть праздничным днем. То есть, как в каждый йом тов (праздник), открываются небесные врата и благословение, соотносящееся с одним из праотцев, нисходит от Творца к нам, так и в каждый рош хойдеш должны открываться врата, соответствующие определенному колену Израиля.
К сожалению, мы этого благословения лишились, совершив грех золотого тельца. Однако все, что задумано Творцом, не может не найти своего воплощения. Это также касается рош хойдеша, и в будущем он станет праздничным днем. Но и сегодня мы видим, что хотя он не имеет статуса йом това, тем не менее, это не обыкновенный будний день.
Во времена Храма в рош хойдеш приносили дополнительные жертвы – такие, как в субботы и праздники. В наши дни этому соответствует дополнительная молитва, мы читаем Алель, хотя и не полный; к Торе вызывают не троих, как в будни, а четверых молящихся. И женщины, поскольку они не участвовали в изготовлении золотого тельца, в память об этом не совершают в рош хойдеш определенные работы. Так уже сегодня мы можем почувствовать и, в некоторой мере, реализовать то воздействие свыше, которое связано с началом месяца.
В чем же особенность этого, скажем так, полупраздничного дня? Подобно луне, которая обновляется в рош хойдеш, обновляется и еврейский народ. На протяжении месяца диск луны на небосклоне постепенно уменьшается и, в конце концов, исчезает, но тут же появляется вновь. Таков и наш народ. Если он переживает темные дни упадка, это не значит, что так будет всегда.
Другие народы в своей истории проходят строго определенный цикл: они рождаются, развиваются, достигают расцвета, вступают в период упадка и уходят с мировой арены – навсегда. Такими мы знаем великие империи прошлого – Египет, Вавилон, Персию, Рим… Но Израиль способен обновляться и возвращаться к былому великолепию. И не только народ в целом, но и каждый еврей в отдельности. Как бы низко он не пал, где бы ни заблудился, он может вернуться, начать с чистого листа и стать самим собой, настоящим евреем.
Среди всех месяцев нисан занимает особое место. Он – начало, глава и поэтому как бы включает в себя все остальные месяцы. Всевышний выбрал его потому, что первого нисана был сотворен человек. И это то начало, к которому мы можем и должны вернуться. Во-вторых, в этот день был возведен Мишкан. И поскольку коаним были обязаны нести там службу от имени всего народа, то сначала главы всех колен принесли свои жертвы в честь ханукас амизбеах – обновления (подготовки) жертвенника. В течение двенадцати первых дней месяца нисан продолжалась их служба – каждый день жертвы приносил глава очередного колена. Так были заложены основы служения в Мишкане, а затем и в Иерусалимском храме. Нисан как бы впитал в себя силу обновления также и от всех колен Израиля.
«И сказал Господь Мойше и Аарону в земле египетской так: “Этот месяц [нисан] для вас – глава месяцев, первый он у вас из месяцев года”» (Шмойс, 12:1,2). То есть та сила обновления, которую приносит в мир рош хойдеш, не иссякает на всем протяжение месяца нисан. Поэтому выход из Египта, с которого началось формирование еврейского народа, произошел именно в этом месяце. Каждый год с наступлением нисана евреи ощущают эту силу обновления, получают возможность изменить себя в лучшую сторону. И мы обязаны ее не упустить.
Говорят мудрецы, что как из Египта евреи вышли в нисане, так и в будущем мы получим свободу в этом месяце. Пусть это произойдет в наши дни! Омейн!
Еврейское образование
вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи
Еврейский Календарь
Времена для Минска
Сегодня | |
Заря | |
Время тфилин и цицис | |
Восход | |
Шма по Агро | |
Молитва по Агро | |
Минхo гдойло | |
Заход солнца | |
Времена на ближайшую Субботу | |
Зажигание свечей | |
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин) |