Главная » Библиотека » Праздники » Шмини ацерес – Симхас Тойро

Шмини ацерес – Симхас Тойро

В период йомим нойроим – «дней трепета» человек очищается от скверны, прилипшей к нему в минувшем году. Совершив тшуву, он возвращается на тот духовный уровень, которого достиг до грехопадения. Более того, сумев подняться самостоятельно, он занимает теперь более высокую ступень, чем занимал до совершения проступка.
Мудрецы объясняют одну из причин, по которой Творец повелел нам провести неделю во временных жилищах почти сразу после Йом кипура, то есть уже после вынесения приговора на будущий год. Возможно, кто-то из нас заслужил голус – изгнание, и если человек покинет свой дом и поживет в шалаше, это зачтется ему и избавит от настоящего наказания.
Однако это объяснение выглядит странным. Ведь изгнанием наказывают совершившего непредумышленное убийство, да и то не во всех случаях, как сказано в трактате Макойс Вавилонского талмуда. Понятно, что если такое и бывало, не дай Бог, то в единичных случаях, которые не могли стать причиной «изгнания» из своих жилищ целого народа.
Трудность эту разъясняет в книге «Орух ленэр» рав Этлингер (известный комментатор Талмуда, живший в Германии в 18 – 19 вв.). Он пишет, что любой наш грех в некотором роде равнозначен самоубийству. Ведь, говорит Талмуд, наша душа отделяется от нас до свершения проступков, чтобы не стать соучастницей. А это похоже на смерть.
В Йом кипур мы совершаем тшуву. Если мы делаем это из любви к Всевышнему, то наши проступки рассматриваются теперь как исполненные заповеди. Но много ли таких людей наберется среди нас? Большинство раскаиваются в грехах из страха перед наказанием. В таком случае их преднамеренные грехи считаются совершенными неумышленно. Выходит, что на большинстве из нас «висит» вина в непредумышленном убийстве самих себя, если можно так сказать. А за это преступление полагается изгнание. Вот поэтому Создатель и повелел нам покинуть свои дома и переселиться во временные жилища.
Получается, что если после Йом кипура и остались за человеком какие-то прегрешения, то они полностью искупаются в Суккойс. Но этого недостаточно. Нужно еще удержаться на духовном уровне, достигнутом после тшувы, сохранить его. Иначе йейцер оро – дурное начало опять утянет нас вниз. Преодолеть эту злую силу и помогает нам Суккойс, его заповеди и обычаи.
Прежде всего, сама сукка – шалаш, временное жилище, где мы проводим праздник, «учит» нас не надеяться на прочность возведенных нами «стен» – будь то заработанные деньги, наши таланты, достижения, связи – все что угодно. Мы можем рассчитывать только на милость Всевышнего и Его защиту. Поэтому в книге «Зоар» сказано, что сидящий в сукке как будто пребывает бецило демаимонусо – «в сени веры», которая является непреодолимым препятствием для йейцер оро.
Во-вторых, в Суккойс мы можем приобрести, если можно так выразиться, одно из качеств Творца (мы называем их ушпизин – «гости»), преобладающее в соответствующий праздничный день. Так мы уподобимся одному из наших праотцев, которые обладали этими качествами, – насколько возможно человеку. И также как они, мы научимся управлять и своими желаниями, и влечениями, ибо эти качества помогают в борьбе с дурным началом.
В Суккойс мы берем арба миним – растения четырех видов, соединяем их определенным образом и совершаем ими заповеданные мудрецами движения. Талмуд говорит, что поводя ими из стороны в сторону, мы останавливаем разрушительные ветры, а поднимая и опуская их, мы предотвращаем выпадение нежелательной росы. Кроме прямого значения, поясняет Маараль (Йуда Лива бен Бецалель, выдающийся талмудист, главный раввин Праги, живший в 16 – 17 вв.), эти слова намекают на то, что исполнение мицвы способствует подавлению плотских влечений, которые сравниваются с разрушительными ветрами, и защищает от неподобающих мыслей, напоминающих нежелательную росу. Так мы сооружаем еще один барьер для йейцер оро.
Как известно, в каждый из праздничных дней мы совершаем акофойс: держа в руках арба миним, один раз обходим вокруг свитка Торы. В последний праздничный день – ошано рабо мы семь раз обходим свиток Торы, подобно Йеошуа, который таким образом обошел Йерихо, и в результате стены города пали. Так и мы с помощью акофойс разрушаем силы зла, окружающие нас и отделяющие от Творца.
Таким образом, исполнение мицвойс праздника Суккойс помогает нам преодолеть зло.  Но это только первый этап нашей духовной работы. Мы уже как-то говорили, что существует общее правило: сур мейро ваасей тойв – «отдались от зла и делай добро». Это квинтэссенция Шмини ацерес, самостоятельного праздника, следующего непосредственно за Суккойс и являющегося его естественным продолжением.
Как Песах, Швуойс, Суккойс даны нам в заслугу праотцев Авроома, Ицхока и Яакова, так Шмини ацерес дан нам в честь заслуг Мойше рабейну. Именно поэтому, мудрецы и постановили, чтоСимхас Тойро – день, в который мы заканчиваем годовой цикл чтения Торы и начинаем следующий, будет совпадать со Шмини ацерес – праздником, установленным во славу того, кто нам передал Тору, научил ей и сделал нас неотделимыми от нее. Недаром в этот день мы совершаем акофойс уже не вокруг свитка Торы, а вместе с ним, показывая, что мы с ним – одно целое. Существует также обычай вызывать к Торе всех присутствующих в синагоге, даже детей, в том числе совсем маленьких, не умеющих прочесть соответствующие благословения (с ними поднимается кто-то из взрослых, благословляющий за них).
Все это делается для того, чтобы продемонстрировать: Тора – самое дорогое, что у нас есть; она неотделима от нас, она само добро, та цель, ради которой стоит жить и за которую стоит бороться. Чтобы мы получили Тору, Всевышний вывел нас из Египта, ради исполнения ее заповедей Он привел нас в Эрец-Исроэль. Только ради нее и народа Израиля создан этот мир. В заслугу ее изучения и исполнения ее заповедей мы удостоимся мира грядущего.
Веселого всем праздника, настоящей «радости Торы» – Симхас Тойро! 

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)