Суккойс
Праздник Суккойс, как известно, замыкает цепочку шолойш рэголим – трех праздников (Песах, Швуойс, Суккойс), когда евреи должны были подниматься в Храм. Но он также является и продолжением йомим нойроим – «дней трепета» – Рош ашоно и Йом кипура, о которых мы уже говорили. Тора называет Суккойс «праздником собирания [плодов]» (Шмойс, 34:22), поскольку в эти дни убирали собранный урожай в хранилища.
Как мы уже не раз отмечали, любой материальный объект в этом мире или физическое действие в истоке своем имеют духовное начало. Например, когда идет дождь и орошает землю, и дает жизнь всему на Земле, это значит, что с Небес в наш мир нисходит благословение, и мы, кроме живительной влаги, получаем понимание, мудрость, здоровье и т. д. Суккойс называется праздником «сбора» также и потому, что все духовные ценности, которые мы приобрели за минувший год, мы сейчас собираем воедино, чтобы они стали неотъемлемой частью нас самих, нашего духовного облика.
Каждый из шолойш рэголим связан с определенными процессами в высших мирах, и наши действия отображают эти процессы и «опускают» их из высших миров в наш мир. Песах – день рождения народа Израиля – связан с праотцем Авроомом, Швуойс – наша бар мицва – совершеннолетие – с Ицхоком, а Суккойс – хупа сынов Израиля с Всевышним – с Яаковом, который, будучи последним из праотцев, впитал все их качества и унаследовал достоинства и сумел сформировать еврейский народ. И для всех нас каждый из шолойш рэголим имеет свое особое значение: в Песах мы приобретаем веру, в Швуойс – Тору, а Суккойс означает для нас единение с Творцом.
Кроме этого, как мы упомянули, Суккойс является как бы продолжением праздников Рош ашоно и Йом кипур, главная идея которых – тшува – возвращение каждого из нас на тот уровень, на котором он находился до совершения грехов, к духовному состоянию одом аришойн (первого человека) до его грехопадения, возвращение к Создателю. С той лишь разницей, что в йомим нойроим мы совершаем тшуву из страха, трепеща перед Всевышним, как ребенок, убежавший от отца и потерявшийся в толпе, плачет и дрожит от страха потому, что боится остаться один. В Суккойс же мы стремимся вернуться к Творцу из любви к Нему, как невеста, радующаяся предстоящей свадьбе. И хотя связь между отцом и сыном очень сильна, она не сравнится с взаимной привязанностью мужа и жены, которые становятся одной плотью.
В этом сила и особенность праздника Суккойс – он объединяет. Во-первых, он способствует тому, что высшие духовные достижения человека становятся неотъемлемой частью его внутреннего мира. То есть те духовные ценности, которые он однажды приобрел, навсегда останутся с ним, станут частью его повседневной жизни и будут освещать ему прямую дорогу к Всевышнему.
Во-вторых, Суккойс объединяет весь народ Израиля. Растения четырех видов, которые вместе заповедано возносить в праздник, представляют собой четыре составляющих нашего народа. Эсройг, обладающий вкусом и запахом, указывает на тех, кто полон мудрости и занят добрыми делами; пальмовая ветвь, у которой есть вкус, соответствует знатокам Учения, не проявляющими особого рвения в совершении добрых дел; мирт, приятно пахнущий, но безвкусный, связывается с теми, кто совершает добрые дела, но не уделяет достаточно времени изучению Торы; ива, растение без вкуса и запаха, соответствует тем, кто и в Торе не силен, и добрых дел не совершает.
В Суккойс мы соединяем все эти растения и поднимаем их, показывая: какими бы разными мы ни были, мы все единый народ! И так же, как отсутствие растения одного из четырех видов делает мицву неисполненной, так и без любого еврея наш народ не будет полноценным народом. Нет среди нас «нужного» или «ненужного», «годного» или «негодного»… Все мы потомки праотцев, все мы достойны занять почетное место у престола Всевышнего – даже если пока оно остается свободным.
И в-третьих, как сказано выше, Суккойс объединяет нас с Создателем. Ведь, как написано в книге «Зоар», Творец, благословен Он, Тора и народ Израиля – одно целое.
Желаем всем веселого праздника Суккойс! Да удостоимся мы правильно и во всей полноте исполнить все его заповеди. Пусть в будущем году мы отметим его все вместе в Иерусалиме в отстроенном Храме.
Еврейское образование
вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи
Еврейский Календарь
Времена для Минска
Сегодня | |
Заря | |
Время тфилин и цицис | |
Восход | |
Шма по Агро | |
Молитва по Агро | |
Минхo гдойло | |
Заход солнца | |
Времена на ближайшую Субботу | |
Зажигание свечей | |
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин) |