Главная » Библиотека » Общие статьи » Благословение на изучение Торы

Благословение на изучение Торы

Рав Ариэль Давыдкин

Каждое утро еврей обязан прочесть, среди других благословений, благословение на изучение Торы 1. Как обычно в иудаизме, в этой заповеди скрыто немало смыслов, и чтобы с точностью исполнять ее, нужно знать множество законов и правил.

Законы эти изложены в Шульхан арухе, в разделе Орах хаим, глава 47. С самого начала автор предупреждает, что нужно относиться к этим благословениям с особым трепетом, основываясь на сказанном Туром, который приводит гемару из трактата Недарим, 81а. Там объясняются слова из книги пророка Ирмияу (9:11,12)2, спрашивающего у мудрецов, у пророков и даже у ангелов, почему произошла такая ужасная катастрофа?

Речь идет о разрушении Первого храма, говорит Талмуд и добавляет, что никто не смог ответить на этот вопрос. До тех пор, пока Сам Всевышний не открыл причину трагедии, заключающуюся в том, что еврейский народ прекратил изучение Торы.

Но ведь известно, что Храм пал в наказание за три тяжких греха: идолопоклонство, кровопролитие и запрещенные интимные связи. Кроме того, если бы евреи на самом деле перестали изучать Тору, этот факт, безусловно, стал бы достоянием гласности.

Талмуд отвечает на эти вопросы и пишет, что евреи все же учили Тору, однако не произносили перед учебой соответствующие благословения. Подобный ответ вызывает еще большее недоумение: неужели за такое, казалась бы, малозначимое нарушение полагается столь тяжелое наказание?!

Объясняя возникшее противоречие, рабейну Йона пишет3, что, конечно, не это нарушение повлекло беспрецедентное наказание. Тот факт, что евреи перестали читать благословения на Тору, явился лишь показателем их истинного отношения к учебе. Теперь они учили Тору из практических соображений, а не ради нее самой (ли шма), и в их глазах она уже не нуждалась в особых благословениях.

Другие комментаторы4 добавляют, что евреи учили Тору только ради того, чтобы знать законы, необходимые в повседневной жизни, – будь то правила кашрута или ведения собственного дела, чтобы занять высокое положение в обществе, добиться почета и уважения окружающих и т. п. Поэтому для них Тора перестала отличаться от любой другой науки, например, математики или истории. Ведь перед уроком арифметики никто не читает никаких благословений!

В результате такого отношения Тора не смогла защитить евреев от гнева Всевышнего, как происходило раньше. Ведь, согласно Гемаре5, Тора имеет свойство охранять и оберегать изучающих ее. Именно поэтому Творец прощал евреям и более тяжкие грехи все время, пока они учили Тору. А когда они стали исполнять эту заповедь лишь формально, с них было взыскано за все.

Бах в комментарии к Туру (47) говорит, что Владыка вселенной даровал нам Тору, дабы посредством ее усердного изучения вся суть еврея, то есть его душа и шестьсот тринадцать органов тела были бы связанны с шестьюстами тринадцатью заповедями и питались бы особой святостью источника Торы.6 И когда Тора изучается с таким настроем, еврейский народ становится как бы проводником Шхины в этот мир. Она заполняет и освещает его. Так налаживается связь духовного и материального миров.

Однако в тот момент, о котором мы говорим, слишком многие стали учить Тору лишь для того, чтобы знать и не нарушать ее законы, а также как средство добиться высокого положения в своей общине. Тогда Шхина оставила наш мир и поднялась в мир духовный. Так материальный мир лишился последних остатков духовности. Такими были предпосылки одной из самых больших духовных трагедий в истории человечества – падение Первого храма.

А теперь разберем сам текст благословений, чтобы ясно их понимать и правильно произносить.

Первое благословение

בָּרוּךְ אַתָּה ה '

Борух Ато, Адойной,

Благословен Ты, Господь,

אֱלֹקֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם

Элойэйну, Мэлэх о-ойлом,

Бог наш, Владыка вселенной,

אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו

ашэр кидэшону бэ-мицвойсов

освятивший нас заповедями Своими,

וְצִוָּנוּ לַעֲסוֹק בְּדִבְרֵי תוֹרָה

вэ-цивону лаасойк бэ-диврэй Сойро.

и повелевший нам заниматься Торой.

וְהַעֲרֶב נָא ה ' אֱלֹקֵינוּ

Вэ-аарэв но, Адойной Элойэну,

И услади же Господь, Бог наш,

אֶת דִבְרֵי תוֹרָתְךָ בְּפִינוּ

эс диврэй Сойросэхо бэ-фину

слова Торы Твоей в устах наших

וּבְפִי עַמְּךָ בֵּית יִשְׂרָאֵל

у-вэ-фи амхо бэйс Исроэйль

и в устах народа Твоего, дома Израиля,

וְנִהְיֶה אַנַחְנוּ וְצֱאֶצָאֵינוּ

ве-ние анахну вэ-цээцоэйну

и чтобы мы и наши потомки,

וְצֱאֶצָאֵי עַמְּךָ בֵּית יִשְׂרָאֵל

вэ-цээцоэй амхо бэйс Исроэйль

и потомки народа Твоего, дома Израиля,

כֻּלָּנוּ יוֹדְעֵי שְׁמֶךָ

кулону йойдэй шмэхо

все мы знали Имя Твоё

וְלוֹמְדֵי תוֹרָתֶךָ לִשְׁמָהּ

вэ-лоймдэй Сойросэхо ли-шмо.

и изучали Тору Твою во имя неё.

בָּרוּךְ אַתָּה ה '

Борух Ато, Адойной,

Благословен Ты, Господь,

הַמְלַמֵּד תּוֹרָה לְעַמּוֹ יִשְׂרָאֵל

а-мэламэйд Тойро лэ-амой Исроэйль!

обучающий Торе Свой народ, Израиль!7

Второе благословение

בָּרוּךְ אַתָּה ה '

Борух Ато, Адойной,

Благословен Ты, Господь,

אֱלֹקֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם

Элойэйну, Мэлэх о-ойлом,

Бог наш, Владыка вселенной,

אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ מִכָּל הָעַמִּים

ашер бохар бону ми-коль о-амим

Который избрал нас из всех народов

וְנָתַן לָנוּ אֶת תּוֹרָתוֹ

вэ-носан лону эс Тойросой

и даровал нам Свою Тору.

בָּרוּךְ אַתָּה ה '

Борух Ато, Адойдой,

Благословен Ты, Господь,

נוֹתֵן הַתּוֹרָה

нойсэйн а-Тойро!

дарующий Тору!

И еще одно… Известно, что перед исполнением многих заповедей нужно произнести соответствующее благословение. Логично было бы предположить, что для каждой отдельной заповеди существует одно благословение, как мы это учим на примере заповеди трубления в шофар, вознесения лулава и многих других. Однако мицва изучения Торы требует два (а по мнению других комментаторов, даже три) благословения.

Рав Шимшон-Давид Пинкус замечает, что аналогичная ситуация складывается при исполнении заповеди обрезания. Ведь на протяжении этого обряда читают два благословения: «Благословен…давший нам заповедь об обрезании» – браху на саму заповедь, как и в других случаях, а также благословение «…повелевший нам ввести его [ребенка] в союз Авраама», – которое объясняет суть происходящего: когда исполняется заповедь обрезания – и только эта заповедь, – осуществляется связь со Всевышним и с Ним заключается союз.

В процессе изучении Торы, помимо исполнения самой заповеди, устанавливается и крепкая связь со Всевышним, а также открываются и другие удивительные вещи, про которые сказано в Иерусалимском талмуде, что «одна деталь в Торе более значима чем весь мир».

Нечто похожее наблюдалось и во время дарования Торы. Кроме того, что перед нами были открыты неисчерпаемые сокровища Письменной и Устной Торы, включающие и тот вопрос, который через сотни лет задаст мудрецу один из его учеников, тогда, стоя под горой Синай, еврейский народ перестал быть просто народом, а превратился в народ Всевышнего – святой народ. С нами был заключен союз, отделяющий нас от всех остальных народов и связывающий с Творцом.

Именно поэтому, кроме обычного благословения перед исполнением заповеди: «…и повелевший нам заниматься Торой», – мудрецы постановили читать еще одно благословение, выражающее благодарность Всевышнему, «…Который избрал нас из всех народов и даровал нам Свою Тору», скрывающую многие поразительные тайны.

1 Как известно, ночью праздника Шавуот принято учить Тору. Более двух месяцев назад, шестого сивана, мы с вами посвятили праздничную ночь важной и интересной теме – благословениям на изучение Торы. Я надеюсь, что несколько статей на эту тему будут полезны и тем, кто участвовал в ночной учебе, и тем, кто не смог тогда быть вместе с нами. Сегодня мы публикуем первую статью из задуманной серии.

2 «Есть ли такой мудрец, который понял бы это – и с кем говорил бы Всевышний, – пусть объяснит он, за что погибла страна, опустошена, как пустыня, так что никто не проходит [там]. И сказал Творец: за то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему».

3 Его комментарий приведен в толковании Рана в том же трактате Недарим (81а, ד"ה דבר זה).

4 Бах, 47; Мишна брура, 47, 2 и др.

5 Гемара в трактате Сота (21а), Таз (47, 1) и Мишна брура (47, 2). А Мидраш Эйха раба, говоря про разрушение Первого храма, пишет, что Творец как будто бы «закрыл глаза» на тяжкие грехи, но не на халатность и формализм в изучении Торы.

6 Здесь стоит привести широко известные слова раби Хаима из Воложина (Нефеш а-хаим, четвертый раздел, на протяжении многих глав), объясняющего, что источник Торы в духовных мирах находится в самом высшем из них, называемом Олам эйн соф (Мир бесконечности). Этот духовный мир даже выше мира Ацилут, в котором находится Трон Всевышнего и которого может достичь молитва. Нефеш а-хаим пишет, что именно в этом и заключается уникальность Торы для того, кто усердно изучает ее.

7 В трактате Авот (3, 6), а также в Гемаре (Брахот, 6а) сказано, что даже когда только один еврей учит Тору, над ним пребывает Шхина. Невозможно понять Тору и изучить ее без помощи Всевышнего, Который даже после дарования Учения продолжает помогать тем, кто хочет постигнуть его.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)