Главная » Библиотека » Общие статьи » Шева денехомосо

Шева денехомосо

По прошествии трех траурных недель бейн амецорим – «меж теснин» (от Семнадцатого тамуза до Девятого ава) наступает период шева денехомосо – «семи недель утешения», продолжающийся до Рош ашоно. Такое название связано с афторойс – отрывками из книг пророков, которые в эти месяцы читают по субботам в синагогах после чтения Торы.

Обычно тема афторы так или иначе связана с соответствующим отрывком из Пятикнижия. В эти же семь недель мудрецы постановили читать те главы, где описывается, как пророк утешает (менахем) еврейский народ и обещает от Имени Всевышнего, что непременно наступит эра Мошиаха, все мы соберемся в Стране Израиля и отстроим Храм: «Утешайте, утешайте народ Мой...» (Ишияу, 40:1). Разумеется, выбор мудрецов не случаен. Они указывают нам, в чем именно заключается наша духовная работа в данный период. Остановимся на этом поподробнее.

Изначально Творец хотел, чтобы, выйдя из Египта, евреи получили Тору, овладели Эрец-Исроэль и построили Храм, – после чего началась бы эпоха Мошиаха. Мидраш повествует, что в то лето (в год исхода из Египта) Святой, Благословлен Он, намеривался каждый месяц дарить евреям по празднику. В нисане – Песах (в память об исходе ), в ияре – Песах шейни (Второй Песах; для тех, кто не смог принести жертву Песах вместе со всеми), в сиване – Шавуойс (в память о даровании Торы), в тамузе – после получения скрижалей – Рош ашоно. Ведь если бы евреи были тогда достойны их, они бы остались на том духовном уровне, на котором находился одом ришойн до совершенного им греха, – что сравнимо с новым созданием человека.

Но в день, когда Мойше принес скрижали, евреи сотворили золотого тельца, и праздник обернулся трауром Семнадцатого тамуза. Таким образом, Рош ашона закрепился за первым днем месяца тишрей (день сотворения одом ришойн). Следующий праздник – Йом кипур был установлен Всевышним в десятый день месяца тишрей, когда Он простил Свой народ и дал ему вторые скрижали. А после греха разведчиков день, предназначенный для Йом кипура, занял пост Девятого ава. Также и Суккойс вместо первого числа месяца элюль было заповедано отмечать в месяце тишрей. А поскольку он должен был отмечаться в день окончания строительства Храма, то и праздновать его предписано пятнадцатого числа месяца тишрей, когда евреи приступили к строительству Мишкана. И только праздник Шмини ацерес не изменил места; он приходится на двадцать второе число месяца тишрей.

Чему учит нас этот мидраш? Несмотря на то, что евреи согрешили и тем самым изменили ход всей мировой истории, отдалив приход Мошиаха, Творец предусмотрел для них достойный путь и при таком развитии событий – путь «вторых скрижалей», путь баалей тшува (вернувшихся к вере отцов), ведущий к той же цели, отмеченной праздником Шмини ацерес, символизирующий ойлом або – грядущий мир. И сегодня, после разрушения Храма, находясь в голусе, разбросанные по всей земле, мы должны знать, что существует дорога, которая приведет нас в Эрец-Исроэль, к отстроенному Храму и к Всевышнему. В этом и заключается наша работа в период шева денехомосо.

Объясняя слово нехомо, которое обычно переводится, как «утешение», Раши пишет: «И везде в Писании ניחום означает: “обдумывать”, “решать, как поступить”: «Не человек Он, чтоб лгать, не сын человеческий, чтобы передумать» (Бемидбар, 23:19); «И о рабах Своих решит иное…» (Дворим, 32:36)… – все это и означает “решить по-иному”» (ком. Раши на Берейшис, 6:6).

Так и мы в этот период должны «решить иное» – изменить свой привычный путь. Каждый из нас и весь народ Израиля в целом обязаны подумать об этом. Мы знаем: какие бы события ни произошли, какой бы жизненный путь мы ни прошли, где бы мы ни находились и рядом с какими народами мы бы ни жили, для еврея всегда открыта дорога «вторых скрижалей», всегда можно начать сначала. Только не надо отчаиваться. Нужно положиться на помощь Творца. И пусть Он поможет всем нам выбрать ту единственно правильную дорогу, которая приведет к Нему!

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)