Главная » Колонка редактора » Женская молитва -- страшная сила?

Женская молитва

 

Несколько дней назад в Иерусалиме произошел очередной теракт. И хотя я находилась в спокойном Минске, в теплой и безопасной квартире на седьмом этаже, у меня просто мороз шел по коже. Во-первых, как и у многих, в Иерусалиме живут мои родственники и друзья. Все евреи, с которыми я начинала идти по жизни, училась в одном классе или играла в одном дворе, все уехали. Я последняя из могикан. И очень остро чувствовала, что имею все шансы потерять их во второй раз, теперь уже навсегда. А во-вторых, когда-то я жила в том самом районе, Ар-Нофе, и он запомнился мне, как чистый и красивый, населенный евреями из Европы и Америки. «И кто это сказал, что религиозные – неприятные и высокомерные, -- удивлялась я тогда, вон какие улыбчивые и доброжелательные». А теперь и туда пришла беда. И очень больно было от сознания, что ничем не могу помочь. Никак.

-- Как это не можешь? – удивился друг из Иерусалима. Еще как можешь! Женская молитва – страшная сила.

-- Женская? Страшная? Ты ничего не путаешь?

-- Помнишь рассказ про Рахель и Лею? Как известно, Рахель отличалась красотой, а у Леи была проблема с глазами. Они были «выплаканы». Лея постоянно плакала и молила Всевышнего изменить приговор, согласно которому, Рахель предназначалась Яакову, а она, Лея -- его брату Эсаву.

Так вот в заслугу ее плача и молитвы первоначальный приговор был отменен.

-- Хорошо, но неубедительно. Там были сугубо личные мотивы.

-- Тогда про Рахель можно рассказать, -- как она вымолила прощение и возвращение из галута для всего народа Израиля у Творца. Чего не смогли ни Авраам ни Моше.

Я задумалась, потом стала искать источники, где бы упоминалась Рахель. (Я не хочу быть понятой, как будто я выступаю в роли комментатора ТаНаХа, просто описываю свои ощущения, которые возникали при изучении этой главы).

Рахель – мой самый любимый женский образ в Танахе. Она видится мне персонажем, играющим всеми красками жизни. Вот она, узнав о том, что жениху «подсунут» ее старшую сестру, предупреждает его о подмене, и договаривается о тайных знаках, по которым он узнает правду. Поступок, во многом эмоциональный. А спустя непродолжительное время, возможно, посидев и поразмышляв, она отыгрывает все назад, рассказав этой самой сестре о знаках. Что двигало ею в этот момент? Любовь к сестре? Понимание того, какой будет скандал после того, как обнаружится подмена? Жалость к сестре, не заслуживающей такого позора? Все объяснит мидраш... Так или иначе, но готовность к такому самопожертвованию есть не у многих. Вот так, взять, и отдать кому-то (пускай даже сестре) любимого мужчину. Была ли гарантия, что получится настоять на второй свадьбе, и что Рахель таки да, сможет стать женой любимого Якова?

А ее поступок, когда она украла идолов у своего отца? Может, не самый разумный с точки зрения мужчины, но, лично мне как-то очень видится в этом живая душа, или любимая жена, знающая это, а в чем-то ребенок, балуемый в детстве, который настоит на своем, даже не думая о расплате, что ожидается в ответ. И расплата, увы, не заставила себя ждать. Но сейчас речь не об этом.

После разрушения Храма праотцы и пророки в один голос умоляли Всевышнего простить евреям их грехи и позволить вернуться на родину. Б-г, однако, был непреклонен.

В мидраше Эйха Раба приводится интересный диалог Рахели со Всевышним.

Рахель говорит: «Властелин мира, известно тебе, что раб Твой Яаков сильно любил меня и работал за меня на моего отца семь лет. И когда закончились те семь лет, и пришло время моей свадьбы с моим мужем, задумал мой отец подменить меня моей сестрой. Это было мне очень тяжело. Так как стало известно мне об этом замысле, я сообщила моему мужу и передала ему приметы, чтобы он различал между мной и моей сестрой, чтобы не мог отец подменить меня. После этого я передумала, стерпела и смилостивилась над моей сестрой, чтобы та не опозорилась. Вечером я передала своей сестре все тайные знаки, о которых я договорилась с моим мужем, чтобы он считал, что она – Рахель… Я, из плоти и крови созданная, прах и пепел, ревновать не стала к сопернице моей; Ты же, Царь живой, сущий и милосердный, Тебе ли ревновать к идолам, мертвым и ничтожным, и за них изгонять детей моих?»…

Рахель спрашивает, почему она – человек, смогла взять себя в руки и не опозорить свою сестру, а Всевышний возревновал из-за идолопоклонства и позволил врагам ее сыновей делать с ними все, что угодно? В мидраше говорится, что Всевышний смилостивился и ответил: «Ради тебя, Рахель, я возвращаю народ Израиля на его место».

Вот так. Только настоящая женщина может так запросто обратиться к Всевышнему. Мол, я – смогла. А ты?

И я очень чувствую, что эта великая женщина стала праматерью еврейского народа не только потому, что родилась в нужное время в нужном месте, а потому что повторить ее поступок мало кто смог бы сегодня. Я бы, как мне кажется, точно не смогла. Ну, это так, личное…

Я четко вижу параллели между образом Рахели и еврейским народом: благодаря привлекательности, дерзости и везению Рахель не только «попадала в истории», но и умудрялась благополучно выпутываться из них. Тут своенравная Рахель предстает как бы образом еврейского народа, убежденного в неименной благосклонности Всевышнего. Что бы мы не делали, его любовь всегда будет обращена на нас, а не на другие народы.

Далее. Почему Рахель похоронена не в Пещере праотцов? Оставляя тело любимой жены у дороги, Яаков предвидел, что именно по этому пути пойдут в изгнание евреи, и Рахель будет их провожать.

Пророк Иермиягу рассказывает, что когда изгнанники шли мимо Бейт Лехема они услышали плач Рахели, оплакивающей судьбу своих потомков. В эту минуту вернулось Милосердие, и сказал Г-сподь:

«Ради тебя, Рахель, я возвращу народ израильский в пределы его, как сказано: “Так говорит Г-сподь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Г-сподь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Г-сподь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои».

В общем, то, что не получилось сделать в заслугу праотцов, получилось при упоминании праматери Рахель. Значит ли это, что женская молитва и женские слезы иногда действеннее, чем просьбы мужских миньянов? Может быть. Так, может быть, наступило то время, когда даже тем женщинам, которые не очень «верят во все это», пора взять в руки небольшие книжки с надптсью ТЕИЛИМ? Если это поможет остановить беспредел, имеющий место быть сегодня в Израиле…

Даже находясь в теплых безопасных квартирах далеко от Израиля. Даже, если лично ваших знакомых или друзей не коснулся очередной акт вандализма, исполненный нелюдями, мы все равно один народ. И я не верю что у любого моего читателя нет кого-нибудь близкого в Израиле.

Пока материал готовился к печати, стало известно о еще одном теракте, имевшем место быть в Иерусалиме. Мне кажется, откладывать больше некуда. Может, именно коллективной женской молитвы, искренней, со слезами не хватает сегодня для того, чтобы Всевышний сжалился и остановил разгул этой нечисти, которая имеет место быть в Израиле?

Кэрэн Вольман

 

Спасибо за цитаты:

http://www.lechaim.ru/ARHIV/222/streshinskiy.htm

http://toldot.ru/blogs/acohen/cohen_1234.html

http://www.judaicaru.org/steinsalz/obraz_2.html

 

Наши великие мудрецы говорят, что в такие моменты важно обратить наши сердца к тшуве, а также ежедневно произносить следующие главы из книги Теилим – 83, 121, 130 и 142. После чтения Теилим произносят молитву «Ахейну» («Наши братья»).

83.

Псалом Асафа.

Б-же, не покойся, не молчи и не бездействуй, Б-же! Вот враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову. Против народа Твоего замышляют они дурное втайне, совещаются против хранимых Тобою. Сказали они: пойдем и истребим их, чтобы перестали быть народом; и да не будет больше упомянуто имя Израиля! Ибо единодушны они в замысле, против Тебя заключили союз – шатры Эдома и ишмаэлитян. Моав и Агрим, Гевал и Аммон, Амалек, Пелэшэт с жителями Цора. И Ашшур присоединился к ним, стали они помощью сыновьям Лота. Сэла! Сделай им то же, что Мидьяну, что Сисре, что Явину у реки Кишон, истребленным в Эйн-Доре, ставшим навозом для земли. Поступи с ними, с начальниками их, как с Оревом и Зеэвом, и как с Зевахом и Цальмуной – со всеми князьями их, которые говорили: возьмем во владение себе жилища Б-жьи. Б-же мой! Сделай их подобными перекати-поле, подобными соломе на ветру. Как огонь сжигает лес и как пламя опаляет горы, так и Ты преследуй их бурей Своей и вихрем Своим наведи страх на них. Покрой лица их позором, чтобы искали Имя Твое, Г-споди. Пусть пристыжены будут и устрашены навеки, и посрамлены будут и сгинут! И да узнают, что Ты – един, имя Твое – Г-сподь, (Ты) – Всевышний, над всей землей!

121.

Песнь восхождения.

Подниму глаза к горам – откуда придет мне помощь? Помощь мне – от Б-га, создавшего небо и землю. Он не даст оступиться твоей ноге, не уснет твой страж. Вот не дремлет и не спит страж Израиля. Б-г - твой страж, Б-г – сень для тебя, по правую руку твою. Днем солнце не причинит тебе вреда и луна – ночью. Б-г сохранит тебя от любого зла, сбережет твою душу. Б-г будет хранить тебя, когда ты уходишь и когда возвращаешься, – отныне и вовеки!

130.

Песнь восхождения.

Из глубин я воззвал к Тебе, Г-споди. Г-споди, услышь мой голос! Пусть Твой слух внемлет гласу моей мольбы! Если грехи Ты будешь хранить, Б-же, Г-сподь, – кто устоит? Ведь у Тебя – прощение, чтобы трепетали перед Тобой. Надеялся я, Б-г, надеялась моя душа – на Его слово я уповал. Моя душа ждет Г-спода больше, чем стража утром – утренней стражи. Уповай, Израиль, на Б-га, ведь у Г-спода милосердие, и великое искупление у Него. И Он искупит Израиль от всех его грехов!

142.

Наставление Давида. Молитва во время пребывания его в пещере. Мой голос к Г-споду возопит, мой голос Г-спода умолять будет. Изолью перед Ним свою мольбу, о своей беде Ему расскажу, когда изнемогает во мне душа. Тебе известен мой путь; на пути, по которому я хожу, расставили мне капкан. Посмотри направо и увидишь, что нет у меня друга – пропало мое укрытие, никто не заботится обо мне. Взываю к тебе, Г-сподь, говорю: «Ты – мое убежище, мой удел в земле живых». Внемли моей мольбе, ибо я совсем изнемог, спаси меня от преследователей – ведь они сильнее меня. Выведи из теснин мою душу, чтобы я прославил Имя Твое. Мною будут гордиться праведники, когда Ты воздашь мне добром.

 

Над нашими братьями, всем домом Израиля, которые находятся в беде или плену, на море ли, на суше, пусть Вездесущий сжалится над ними и выведет их из беды на простор, из тьмы к свету, из порабощения к свободе, тотчас, вскорости, в ближайшее время. И скажем: Амен!

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)