Главная » Бней Ноах » Два пути

Два пути

Итак, перед неевреем, желающим жить по совести, в справедливом и гармоничном мире согласно законам Творца, открыты два пути: принять иудаизм (совершить гиюр – перейти в еврейство) или исполнять законы бней Нойах. И то и другое возможно и почетно. И то и другое налагает обязанности и ответственность. И то и другое невыполнимо без серьезной учебы.

Что касается принятия иудаизма, то попытайтесь задать себе вопрос: «Готов ли я взвалить на себя груз шестисот тринадцати заповедей?» И хотя исполнение значительной их части связано с периодом существования Иерусалимского храма и в наше время невозможно, а также обусловлено другими обстоятельствами, принять бремя оставшихся обязательств ой как непросто. И не только принять (теоретически), а жить по этим законам и правилам, следовать им, несмотря на любые трудности, и даже, в особых случаях, отдать за них жизнь! Мы думаем, что, спокойно взвесив все «за» и «против», вы предпочтете (во всяком случае, на данном этапе) второй вариант: исполнение законов бней Нойах.

Но для чего? Нельзя ли просто быть хорошим человеком? А что такое «хороший человек»? Ведь и жители древней Спарты считали себя хорошими людьми и образцовыми гражданами, безжалостно избавляясь от беспомощных стариков и неполноценных детей. И обитатели библейских городов Сдома и Аморы (Содома и Гоморры) тоже считали себя неплохими ребятами, весьма своеобразно понимая законы гостеприимства. Просто у них была иная шкала ценностей, иная, как принято сейчас выражаться, «система координат». Следовательно, человеку необходима независимая, непогрешимая, как эталон метра в Париже, незыблемая система духовных ценностей. А значит, без Торы не обойтись – ведь Тора и предлагает систему ценностей и координат, «разработанную» не людьми, а Самим Творцом этого мира! Ему ли не знать, что хорошо и полезно созданному Им человеку!

Исполнение законов бней Нойах – единственный путь для здорового существования человечества. Мойше-рабейну (Моисей), получив Тору от Всевышнего, был призван распространять эти законы среди всех народов мира и способствовать их выполнению. С тех пор человек, следующий законам бней Нойах, удостаивается высочайшей награды Творца – удела в грядущем мире. И неважно, к какому народу принадлежит этот человек, какого он племени. Более того, как пишет Рамбам, человек из любого народа может уподобиться в духовном плане «первосвященнику в Храме», и здесь нет разницы между евреями и неевреями.

Очень важно для человека, ступившего на путь Торы, осознать личную ответственность за себя, свою семью, своих друзей. Мы часто слышим, как люди говорят: «Мы не такие, это жизнь такими нас сделала». Или: «Что поделаешь? Так жизнь устроена». Так можно оправдать что угодно, любую мерзость и всегда быть если не правым, то уж точно – не виноватым. Но такой путь не достоин человека! Если он человек, конечно.

Итак, семь заповедей сыновей Нойаха – это те этические установки, которые иудаизм предлагает человечеству. Это тот минимум, без которого человеческий род не может существовать. Однако для тех, кто достиг этого уровня, открыт путь ко всей Торе. Изучать ее, жить по ее законам никому не возбраняется.

Исполнение законов бней Нойах – первая ступень на пути морального совершенствования человека – подразумевает принятие этического монотеизма (и, разумеется, полный отказ от всех видов идолопоклонства), признание Танаха и всей еврейской традиции как Божественного Откровения (и, соответственно, признание особой роли еврейского народа в мире). Таким образом, иудаизм делит человечество не на две группы – евреев и неевреев, а на три: евреев, бней Нойах и язычников.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)