Главная » Колонка редактора » Поход на Яму

Поход на Яму

 Для тех, кто не в курсе, название написано правильно. Просто есть в Минске такое место, называется Яма. Вот так просто – Яма. Хотя место само не простое. Рассказываю…

 История первая. Черный обелиск.

 Это было в 1942 году. По одной из версий, сюда свезли евреев из Европы. (По другой, это были местные евреи, из гетто, минчане…) Тем, кого «свезли», естественно, пообещали переселение, жизнь своей общиной, и вообще, «все будут жить теперь по-новому». Евреи доверчиво ехали в вагонах, а что им еще оставалось, и тут-то все и закончилось. Зачем везти столько километров, чтобы просто расстрелять? Не знаю. Может, чтобы там, на местах, откуда вывозили, эксцессов не было? Не хочу об этом думать. Место назвали Ямой, потому что яма это и была. Поначалу. Потом засыпали… Все, как обычно. По разной информации, там остались около пяти тысяч человек.

 В 1946 году, нищие после войны люди, по копеечке, собирали деньги на памятник, на котором потом написали, что здесь покоятся невинно убиенные евреи, это не важно, местные или нет, боль одна, может, кто-то и для моего памятник справит, где чьи лежат, трудно было разобраться. Камнетес и поэт, автор надписи на обелиске, (памятник потом назовут Черный обелиск), заплатили еще раз – здоровьем и годами жизни – их посадили. По тем временам, тоже история, в которой нет ничего удивительного. И, может, оттого, что это не было пафосное место, навязанное властями и идеологами, люди на Яму приходили сами. Это то место в Минске, где раз в год собирались евреи. Приходили сюда 9 мая. «Как почему 9 мая?, -- удивился родственник, -- это та дата, когда собираться можно было, и за это ничего не было».

 Ну, не то, чтобы совсем можно… Т.е., не то, чтобы нельзя, но вот и не совсем можно. Объясняю. Как рассказали «старожилы», каждый год 9 мая бравые молодчики подтаскивали и закрепляли на столбах над Ямой громкоговорители, и врубали музыку на такой громкости, что приходилось кричать соседу в ухо, чтобы он хоть что-то услышал.. Ну, по тем временам… В общем, вы уже поняли.

Обелиск был установлен в 1947 году. Текст надписи на нём был создан наидише поэтом Хаимом Мальтинским: «Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибших от рук лютых врагов человечества — фашистко-немецких злодеев 2 марта 1942 года». Мальтинского и каменотёса Мордуха Спришена арестовали и сослали в лагеря ГУЛага по обвинению в «космополитизме — проявлении еврейского буржуазного национализма» за то, что посмели написать на памятнике не предписанную фразу о «мирных советских гражданах», а прямо об евреях.

в 2000 году установлена бронзовая скульптурная композиция «Последний путь», расположенная вдоль ступенек, ведущих к центру мемориала и представляющая собой группу обречённых мучеников, спускающихся на дно ямы. Памятник создавался в течение 8 лет. Архитектор — Леонид Левин. Скульпторы — Александр Финский, Э.Полок. (Википедия).

В наше время, если можно так выразиться, Яму «облагородили». Поставили композицию «Последний путь», насыпали песочек, проложили дорожки. Очень много было споров во время установки этой самой «композиции». Была ли необходимость в дополнительном «облагораживании» места? Раньше называли авторами тех людей, которые и поставили Черный обелиск, а в итоге «сели» за это, теперь, в первую очередь, назовут тех, кто облагородил… Ну да речь не об этом. Яма есть, и евреи по-прежнему там собираются. 

История вторая. Зачем туда ходить? 

Несмотря на то, что я родилась в Минске, о Яме узнала только когда пошла работать в еврейскую газету «Берега». Все – за город, на шашлыки, а ты – на мероприятие. К этому времени встреча на Яме уже стала «мероприятием». Ставили микрофоны, толкали речи. Глава той общины, главный раввин этой… Но постепенно и я втянулась. Во-первых, приходя год за годом, я уже узнавала людей, которых только там и встречала. Во-вторых, столько еврейских лиц кругом, появлялось ощущение, что я на каком-то большом семейном сборище, из тех, что бывают раз в год, по большим праздникам. Когда знакомишься с собственной родней, троюродными братьями и сестрами. Это грело душу. Сейчас такие семейные праздники как-то почти не устраивают. То ли не принято, то ли разъехались все. Теперь хожу на Яму по собственной воле. И, кстати, в день своей свадьбы, тоже приехала сюда. Мы живы, мы продолжаемся, мы все равно победили…

Однажды познакомилась с пожилым мужчиной, на груди которого висел старый фотоаппарат. «А я каждый год сюда хожу и снимаю». «Знакомых снимаете»? «Нет, просто людей вокруг». В этом году я его уже не видела. 

На Яме никогда не ругаются. Может, просто не успевают? Часа два общения – и все расходятся. Всегда есть с кем поговорить. Даже, если встречаешь неприятного тебе человека, можно кивнуть, улыбнуться и пойти дальше, знакомых лиц, на удивление, оказывается много, радость от встреч всегда «перевешивает». На Яму приходят встретиться люди, которые только там, раз в год и встречаются. 

История третья, заключительная. 

Евреем быть непросто. Или ты доказываешь окружающим, что ты такой, как все, не верьте досужим сплетням, вот я и свининку под водочку люблю, и дома – идеальная чистота. Или кидаешься в другую крайность – вставляешь в речь ивритские слова и дни недели называешь йом ришон, йом шейни, головной убор снимаешь только перед сном, и фыркаешь на все местное. А на Яме можно быть таким, какой ты есть, неважно, в какой одежде, и что ел на завтрак. Здесь ты свой среди своих… Бывают еще такие места. И последнее… Мне кажется, что те, кто ехал давно в вагонах, в далеком 1942 году, а может, те, кто шли сюда неуютным мартовским днем, слышат, что мы приходятся, радуются, как бабушка радуется редко навещающим ее внукам и тоже ждут 9 мая… 

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)