Главная » Библиотека » Недельная глава » Недельная глава «МИШПОТИМ»

Недельная глава «МИШПОТИМ»Шмойс, 21:1 – 24:18

Глава «Мишпотим», которую читают в синагогах на этой неделе, продолжает тему главы «Исрой». Но если содержание предыдущей главы посвящено в основном дарованию Торы и первым десяти заповедям, то в главе «Мишпотим» речь идет о множестве законов ( мишпотим ), которые евреи получили на горе Синай. 

В Пасхальной агаде сказано, что если бы Творец привел нас к горе Синай, даже не дав Тору, нам и этого было бы достаточно. Объясняют комментаторы: когда евреи дошлидо горы Синай, они уже поднялись на такой духовный уровень, что постигли Тору самостоятельно.Но в чем тогда заключалось дарование Торы, если евреи и так ее знали? Отвечают мудрецы, что кроме знаний как таковых, Всевышний наделил евреев дополнительными способностями.

Во-первых, способностью исполнять заповеди ( мицвойс ). И не просто производить положенные по Закону действия или произносить требуемые слова, но влиять этим самым на все миры, включая высшие. Недаром мы говорим,читая благословения ( брохойс ): «Благословен Ты… Который освятил нас своими заповедями…»  Освятил значит, по еврейской традиции,  отделил , выделил, то есть выделил из всех других народов способностью влиять навысшие миры. 

Во-вторых,именно на евреев возложена забота о благополучии нашего мира. До вручения Торы мир существовал только благодаря милости ( хесед ) Творца. Однако не в этом состояла цель творения. Б-г хотел, чтобы люди получали все блага мира не ввиде милости, а благодаря своим собственным усилиям. И после дарования Торы мы сами,своими делами и поступками или улучшаем мир или разрушаем его. Как сказано в Пиркей овойс (Поучениях отцов): «Мир стоит на Торе, служении, и добрых делах».

Это значит, что если в мире изучают Тору, звучат молитвы и людипомогают друг другу, только тогда Всевышний поддерживает существование нашего мира. И чем больше усилий мы прикладываем, чтобы преуспеть во всех этих служениях(которые, на самом деле, включают все сферы человеческой жизнедеятельности:добрые дела – это отношения человека с окружающими, служение – это отношениячеловека с Б-гом, Тора – работа человека над самим собой), тем интенсивнее мыулучшаем мир, привнося в него духовное совершенство и материальное благополучие. И, наоборот, забывая о своем предназначении, мы толкаем мир к духовной деградации и материальному краху.Ведь, как писал рав Хаим Воложинер, если хотя бы мгновение нигде на земле не будет слышен голос изучающего Тору, весь мир тотчас вернется к первоначальному хаосу.

В-третьих,подарив евреям Тору, Всевышний предоставил Высшему суду (Санедрину) право и обязанность устанавливать  Алаху – Закон. В соответствии с правилами и традициями толкования и выведения Закона мудрецы принимали решения по новым,доэтого не возникавшим вопросам, а также могли, при определенных условиях,пересматривать решения Санедрина предшествовавших эпох. Ведь сказано в Талмуде: «Не на небесах она [Тора]». И никто, даже Сам Творец, не имеет право вмешиваться в процесс законотворчества–это исключительная прерогатива Санедрина.

Приведем пример. Талмуд рассказывает,что в Небесной ешиве возник спор по поводу некоего вида проказы: ритуально чист или не чист ей заболевший. Творец сказал «чист», но остальные не соглашались.Чтобы разрешить этот спор, на небо был призван Раба – крупнейший мудрец того времени, и он решил спор в пользу Всевышнего. Интересно,что несмотря на это, величайший законоучитель Рамбам устанавливает закон не по мнению Рабы и, соответственно, Творца,а по мнению их оппонентов. Причем, если бы Раба высказал свое мнение до того,как попал в Небесную ешиву, то оно было бы для нас определяющим. Но он вынес решение после того, как покинул этот мир, а поскольку Алаха устанавливается«не на небесах» и прямое толкование этого закона не совпадает с мнением Рабы, то решение вынесено не в пользу мудреца.

Вот такими способностями и правами наделил нас Всевышний одновременно с получениемТоры на горе Синай. ПустьТворец даст нам силы правильно реализовать свои права и применить свои способности.

Рав Михоэль Гохберг

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)