Сквозь время - между теснин
С 17 Тамуза по 9 Ава еврейский народ вступает в особый период траура, известный как «Бейн hа-Мецарим» - «Между теснин». Эти три недели наполнены печалью и духовным напряжением, ведь в это время мы вспоминаем одни из самых трагических событий в нашей истории - разрушение Первого и Второго Храмов в Иерусалиме, изгнание, преследования, боль и потери, оставившие неизгладимый след в еврейской памяти.
Название периода происходит из стиха книги Плач Иеремии:
«…все преследователи настигли её между теснин (בֵּין הַמְּצָרִים)» (Плач 1:3).
Комментаторы объясняют: речь идет о днях между 17 Тамуза и 9 Ава, когда «теснины» - внешние и внутренние давления - достигли апогея.
17 Тамуза: начало бедствий
День 17 Тамуза ознаменован множеством трагедий:
- В этот день были проломлены стены Иерусалима во время вавилонской осады, что стало началом конца Первого Храма.
- Позже, в тот же день, во времена Второго Храма, римляне прорвали оборону города, приближая катастрофу.
- Моисей разбил Скрижали Завета, увидев Золотого Тельца,
- Прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме,
- Апостомос сжёг свиток Торы,
- В Иерусалиме поставили идола. Во времена царя Менаше, одного из самых противоречивых правителей Иудеи, был установлен в Храме идол - статуя, что считается духовным падением, предшествующим разрушению Храма.
Таким образом, этот день стал символом начала разрушения и духовного падения.
9 Ава: день катастроф
Девятое ава (Тиша бе-Ав) - день, в который сгорели оба Храма:
- Первый Храм был разрушен вавилонянами под предводительством Навуходоносора в 586 году до н.э.
- Второй Храм - римскими легионами под командованием Тита в 70 году н.э.
Рабби Йоханан говорил:
«Если бы я был в том поколении, я бы установил 10 Ава как день траура - ведь огонь продолжал пожирать Храм и в этот день» (Талмуд, Таанит 29а).
Но традиция сохранила именно 9 Ава как день глубочайшего национального траура.
«Разрушение Иерусалимского Храма» - это не просто историческое событие, это духовная катастрофа, последствия которой мы ощущаем до сих пор.
От Первого до Второго Храма: путь боли
Разрушение Первого Храма вавилонянами в 586 году до н.э. сопровождалось изгнанием и разрушением еврейской государственности.
Разрушение Второго Храма римлянами в 70 году н.э. стало трагедией, последствия которой - рассеяние народа, прекращение храмовой службы и начало эпохи галута.
Разрушение Второго Храма римлянами в 70 году н.э. стало трагедией, последствия которой - рассеяние народа, прекращение храмовой службы и начало эпохи галута.
Законы и обычаи периода "Бейн hа-Мецарим"
Траур трех недель установлен Мудрецами и строже, чем траур в дни Омера. В течение этого времени:
- Запрещено устраивать свадьбы и веселые праздники,
- Не стригутся и не бреются,
- Не надевают новую одежду,
- Не слушают музыку и не посещают развлекательные мероприятия,
- В синагогах в Шаббат читаются особые афтары, называемые «Шалош де-Пуранута» - три отрывка о бедствиях, в которых пророки предупреждают о последствиях духовного падения и призывают к тшуве - раскаянию.
С наступлением Рош Ходеш Ава, траур усиливается.
Месяц называют «Менахем Ав» - «Утешающий Ав», подчеркивая надежду на окончательное утешение и избавление, даже среди горечи.
В дни с 1 по 9 Ава:
- Не едят мясо и не пьют вино (кроме Шаббата),
- Не стирают, не гладят и не надевают чистую одежду,
- Избегают ремонтов, покупок, радостных событий.
Не только траур - но путь к исправлению
Хотя это время полно скорби, оно также несёт в себе возможность пробуждения. Каждый еврей в эти дни призван переосмыслить, что именно привело к разрушению. Мудрецы учили:
«Всякий, кто не увидел восстановление Храма в своем поколении, считается как будто он сам его разрушил» (Талмуд, Йерушалми, Йома 1:1).
Причина разрушения - беспричинная ненависть, и только беспричинная любовь может стать ответом. Поэтому этот период - не только о трауре, но и о работе над собой, объединении и духовном возрождении.
С надеждой на восстановление
Три недели «между теснин» - не конец, а путь. История еврейского народа не завершилась с разрушением Храма. Мы продолжаем жить, помнить, строить и надеяться.
«Да будет построен Храм вскоре, в наши дни, и пусть это траурное время превратится в радость и ликование».