📜 Традиция, восходящая к Моисею
Согласно еврейской Традиции, ещё Моше Рабейну постановил читать отрывки из Торы трижды в неделю - в Шаббат, понедельник и четверг (Бава Кама 82а), чтобы ни один промежуток в три дня не проходил без слов Торы.
🕎 Во времена Эзры (V в. до н.э.) было установлено:
- Порядок чтения,
- Количество вызываемых к Торе,
- Дополнительное чтение в Минху Шаббата.
📍 Эти дни совпадали с рыночными, когда в города стекались люди и чтение Торы звучало при большом собрании.
🕊️ Перед открытием Ковчега
"Эль Эрех Апаим" - Бог Долготерпеливый
❗ Эта молитва читается в понедельник и четверг. Она исключается в праздничные и полупраздничные даты.
Её смысл: мы признаём, что далеки от идеала, и просим у Бога милости перед тем, как услышать Его слово.
🕍 Открытие Ковчега и молитвы до выноса Торы
🕊️ При открытии Ковчега открываются врата милосердия на небесах (Зоһар).
🌟 Произносят молитву:
«Да будет угодно Тебе… раскрыть моё сердце для Торы».
Перед тем как Свиток Торы будет извлечён из Арона Кодеша (Святого Ковчега), открываются занавес - парохет и двери, и община встаёт. Этот момент наполнен трепетом и ожиданием, ведь открытие Ковчега символизирует раскрытие Божественного присутствия среди народа.
Сразу после открытия поётся стих из Псалмов:
" Эйн камоха ва-Элохим...." ( Нет подобного тебе среди сильных.....)
Затем община читает короткие молитвы, обращённые к Б-гу с просьбой дать жизнь, милосердие, искупление и защиту:
"Ав hа-рахамим..." (Да сжалится милосердный Отец...) - просьба об очищении от соблазнов, особенно перед тем, как мы прикоснёмся к святости Торы.
«Во время странствия ковчега говорил Моше: встань, Господи, и рассеются враги Твои…» (Бемидбар 10:35).
Этот стих напоминает о том, как во времена пустынных странствий ковчег вёл народ Израиля, а Всевышний как бы шествовал перед ними, оберегая их. Сегодня этот момент воспринимается как духовное движение вперёд, как призыв Б-гу сопровождать нас в новом этапе - чтении Его Слова.
В общине "Бейс Исроэль" также читается "Брих Шмеh д-Марэ алма" - особая арамейская молитва из Зоhара, где человек просит Б-га быть его Защитником, Исцелителем, и Источником мудрости, с верой, что только Тора - настоящий путь и опора в жизни.
Эти молитвы подчеркивают, что Тора - это не просто древний текст, а живая связь с Б-гом, и что чтение Торы требует внутренней чистоты, благоговения и искренности.
📘 Извлечение Свитка
Извлечение Свитка Торы из Арона Кодеша (Святого Ковчега) - один из самых трепетных и значимых моментов всей службы. Это не просто ритуальное действие - это воплощение духовной встречи с Творцом, акт, в котором весь народ Израиля словно приближается к Синайскому откровению.
🗣️ «Присоединитесь ко мне!»
Когда кантор (хазан) или назначенный человек берёт Свиток, он произносит вслух:
Когда кантор (хазан) или назначенный человек берёт Свиток, он произносит вслух:
"Гадлу л-Адонай ити, у’неромема Шмо яхдав" — «Присоединитесь ко мне, и мы вместе провозгласим величие Г-спода » (Теилим 34:4).
В этот момент вся община отвечает громко и с радостью, как бы объединяясь в общем провозглашении Величия Всевышнего. Этот призыв символизирует единение общины перед Творцом, как у горы Синай.
Каждое движение в этом ритуале наполнено глубоким смыслом. Перед тем как вынести Свиток, его аккуратно поднимают и прижимают к груди, показывая уважение и любовь.
Принято сопровождать Свиток Торы по залу синагоги с трепетом и радостью. Люди наклоняются к нему, прикасаются кисточками от талита к свитку и целуют их. Это выражение любви к Торе, как к живому источнику света и смысла. Некоторые даже закрывают глаза в этот момент, чтобы сосредоточиться на внутреннем переживании святости.
Во время выноса Торы поётся:
"Тора адонай тмима, мешиват нафеш…" — «Тора Г-спода совершенна, она оживляет душу…» (Теилим 19:8).
Эти слова напоминают, что Тора - не только текст, но духовное дыхание, оживляющее человека.
Также символически это действие отсылает к Ковчегу Завета, который сопровождал еврейский народ в пустыне. Так же, как тогда он вел народ, так и сегодня Тора ведёт нас в жизни. Поэтому мы встречаем её с уважением, радостью и ощущением присутствия Б-га среди нас.
👑 «От Тебя - величие»
Царь Давид напомнил: всё, что мы имеем - от Всевышнего.
🧑🏫 Вызов к Торе (Алия)
📌 Кто и как вызывается:
- 🥇 1-й: Коэн
- 🥈 2-й: Леви
- Остальные: Исраэль
При вызове называют еврейское имя и имя отца.
Если отец нееврей - его имя опускается. Гер (принявший иудаизм) зовётся «бен Авраhам Авину».
🕯️ Благословения на Тору
✡️ Благословение перед чтением
Перед тем как прочесть даже один стих Торы, вызываемый произносит благословение, начинающееся словами:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира, Который избрал нас из всех народов и даровал нам Свою Тору...»
📍 Это благословение подчёркивает, что Тора - не просто текст, а Божественное наставление, данное народу Израиля у горы Синай.
В этот момент человек как бы обновляет завет с Богом - так же, как наши предки приняли Тору, сказав: «Наасе вэ-нишма» - «Сделаем и услышим».
Принято, чтобы вызываемый к Торе держался рукой за деревянные древки Свитка - символ его личной связи с Торой, не только интеллектуальной, но и духовной и физической.
📖 Как подчёркивают мудрецы, правильное понимание Торы начинается с внутреннего уважения к её святости, а это и есть цель благословения - признать её источник.
🗓️ Недельная глава (параша)
В каждую субботу в синагоге читается одна глава Торы - так называемая парашат ha-шавуа (недельная глава).
📚 Вся Тора разделена на 54 таких главы - годовое чтение Торы, соответствующих количеству суббот в еврейском высокосном году. В обычный год некоторые главы читаются в сдвоенном виде (например, Тазриа-Мецора), чтобы завершить весь Пятикнижие за один год - цикл чтения Торы.
🕊️ Таким образом, евреи по всему миру читают одну и ту же главу каждую неделю, а к ней приурочены:
- Драши (толкования),
- Комментарии раввинов,
- Проповеди,
- И даже судьбоносные разговоры за субботним столом.
📖 Традиция завершать весь годовой цикл чтения Торы установлена в Вавилоне. В Израиле в древности существовала другая традиция - трёхлетнее чтение.
✡️ Благословение после чтения
После прочтения вызываемый произносит:
«Благословен Ты... Который дал нам Тору истины и вложил в нас жизнь вечную».
📜 Слова «Тору истины» относятся к Письменной Торе, а «жизнь вечную» - к Устной Торе, данной Моисею на Синае.
Таким образом, подчёркивается, что изучение и устное объяснение Торы - неотделимая часть еврейской традиции.
📘 В этот момент община отвечает «Амен», подтверждая, что слышанное - не просто чтение, а дар живого слова Божьего.
📜 Подъём Свитка (הגבהה - hагбаа)
После завершения чтения Торы, свиток торжественно поднимают перед всей общиной. Эта процедура называется hагбаа (הגבהה) - «подъём». В ашкеназской традиции это происходит после чтения.
🙌 Тот, кто удостоен выполнить hагбаа, разворачивает свиток на три (иногда четыре) колонны текста и поворачивается, чтобы показать их всем молящимся. В ответ община произносит стих:
«Вот Тора, которую дал Моисей сынам Израиля по слову Господа, через Моисея» (Дварим 4:44).
✨ Духовный смысл
📖 Согласно каббалистическим источникам, в Торе содержится шестисот тысяч букв (включая буквенные "корни" и скрытые уровни написания). Это число соответствует шестисот тысячам душ Израиля, присутствовавших при даровании Торы на Синае.
💡 Идея состоит в том, что каждая душа связана с определённой «буквой» в Торе - поэтому, когда человек видит раскрытый свиток, его душа «тянется» к своей духовной букве и получает вдохновение и свет от неё.
📏 Практическое значение
- 📚 Свиток следует разворачивать так, чтобы текст был хорошо виден всем сторонам зала, включая женщин и детей.
- 💪 Требуется значительное физическое усилие и навык - в некоторых синагогах hагбаа выполняется только тем, кто прошёл предварительную подготовку.
- 🧼 Перед hагбаа руки должны быть чистыми, так как человек физически взаимодействует со священным объектом.
🕊️ Символика
Поднятие Торы означает, что Тора превыше всего, как духовно, так и буквально. Это также публичное утверждение:
🔊 «Слово Бога открыто для всех, и каждый имеет право и обязанность учиться!»
📜 Кроме того, показ текста всем присутствующим подчёркивает: ничего не скрыто, Тора - это свет и истина, доступные каждому, кто хочет приблизиться к ней.
📘 «hафтара» - чтение Пророков
📖 Установлено в эпоху запрета на Тору (V век, Вавилон).
После восстановления чтения Торы обычай остался.
🔹 «Хаци Кадиш» - отделяет Тору от Пророков, подчеркивая приоритет Торы.
🔹 «Мафтир» - повторяют конец недельного раздела для акцента.
📜 Благословения на ҳафтару:
- ✨ Прославление пророческих слов,
- 🕊️ Просьба о возвращении изгнанников,
- 👑 Молитва о восстановлении царства Давида,
- 🕍 Благодарение за Шаббат или Праздник.
🧠 Маймонид:Пророков выбирает Бог.Не только разум - ещё и праведность.
📘 Возвращение Свитка Торы в Ковчег
После завершения чтения Торы, наступает трогательный момент возвращения Свитка в Ковчег. Это действие сопровождается особым благоговением, ведь Свиток - это священное воплощение Божественной мудрости, вручённой народу Израиля на горе Синай. Пока Свиток несут обратно к Арон а-Кодеш (Ковчегу), все присутствующие встают в знак уважения. Садиться разрешается только после того, как Свиток будет помещён в Ковчег и двери его закрыты.
В этот момент кантор произносит слова из Псалма 148:13:
Йеһалелу эт Шем Адонай, ки нисгав Шмо левадо.
יְהַלְלוּ אֶת שֵׁם יְיָ, כִּי נִשִּׂגָּב שְׁמוֹ לְבַדּוֹ
Перевод:
Да восхвалят Имя Господа, ибо лишь Имя Его превознесено одно!
Затем община в ответ произносит следующие строки:
hодо аль эрец ве-шамаим. Ва-ярем керен ле-амо, теһила лехоль хасидав, ли-вней Йисраэль, ам крово, һалелуйа.
הוֹדוֹ עַל אֶרֶץ וְשָׁמָיִם: וַיָּרֶם קֶרֶן לְעַמּוֹ, תְּהִלָּה לְכָל חֲסִידִיוֹ, לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל עַם קְרֹבוֹ, הַלְלוּיָהּ:
Перевод:
Слава Его - на земле и на небе. И укрепит Он мощь народа Своего, прославит всех, кто любит Его, сынов Израиля, на-род, который Он приблизил к Себе! Восхвалите Бога!!
📦 Свиток Торы бережно ставят обратно в Ковчег (Арон а-Кодеш) - это последний обряд перед продолжением службы. В этот момент община произносит особые стихи, которые соединяют слова Торы, пророков и Писаний в единый поток молитвы, выражающий любовь к Торе, надежду на искупление и желание духовного обновления.
📜 Кантор читает:
וּבְנֻחוֹ יֹאמַר: שׁוּבָה יְיָ רִבְבוֹת אַלְפֵי יִשְׂרָאֵל
В-нухо йомар: Шува Адонай риввевот алфей Йисраэль
А когда Ковчег останавливался, Моисей говорил: «Возвратись, Господь, к тысячам тысяч сынов Израиля» (Бемидбар 10:36).
🕊️ Это просьба о Божественном присутствии среди народа Израиля. Она как бы возвращает нас к странствиям в пустыне, когда Ковчег двигался впереди станом.
🕍 Затем звучат стихи, посвящённые храмовому служению и Торе:
קוּמָה יְיָ לִמְנֻחָתֶךָ, אַתָּה וַאֲרוֹן עֻזֶּךָ
Встань, Господь, на место покоя Твоего, Ты и Ковчег могущества Твоего.
כֹּהֲנֶיךָ יִלְבְּשׁוּ צֶדֶק, וַחֲסִידֶיךָ יְרַנֵּנוּ
Служители Твои облачатся в праведность, и верные Тебе будут ликовать.
בַּעֲבוּר דָּוִד עַבְדֶּךָ, אַל תָּשֵׁב פְּנֵי מְשִׁיחֶךָ
Ради Давида, раба Твоего, не отвергни Мессию Твоего.
📚 Тора как источник жизни:
כִּי לֶקַח טוֹב נָתַתִּי לָכֶם, תּוֹרָתִי אַל תַּעֲזֹבוּ
Ибо добрый урок Я дал вам - Моей Торы не оставляйте.
עֵץ חַיִּים הִיא לַמַּחֲזִיקִים בָּהּ, וְתֹמְכֶיהָ מְאֻשָּׁר
Она - древо жизни для тех, кто держится за неё, и счастлив тот, кто её поддерживает.
דְּרָכֶיהָ דַרְכֵי נֹעַם, וְכָל נְתִיבוֹתֶיהָ שָׁלוֹם
Пути её - пути приятные, и все дороги её - мир.
הֲשִׁיבֵנוּ יְיָ אֵלֶיךָ וְנָשׁוּבָה, חַדֵּשׁ יָמֵינוּ כְּקֶדֶם
Возврати нас, Господь, к Себе, и мы возвратимся; обнови наши дни, как в древности.
📎 Эти слова заключают цикл чтения Торы, возвращая общину к смыслу духовного союза с Богом, центром которого является Тора - источник жизни, радости, справедливости и шалом (мира). Возвращение Свитка символизирует не конец, а постоянное возвращение к началу - к Завету, обновляемому вновь и вновь.Эти слова заключают цикл чтения Торы, возвращая общину к смыслу духовного союза с Богом, центром которого является Тора - источник жизни, радости, справедливости и шалом (мира). Возвращение Свитка символизирует не конец, а постоянное возвращение к началу - к Завету, обновляемому вновь и вновь.
🕎 Символика: «Из Сиона выйдет Тора» (כִּי מִצִּיּוֹן תֵּצֵא תּוֹרָה)
Эти слова из книги пророка Ишаяу (Исайя) -
«Ибо из Сиона выйдет Тора, и слово Бога - из Иерусалима»(Ишаяу 2:3) -
звучат в синагоге каждый раз при извлечении Свитка Торы из Ковчега.
📜 Эта фраза подчёркивает особый источник духовного света в мире: Тора, как Божественное учение, происходит из места, которое символизирует близость ко Всевышнему - Сион, то есть Храмовая гора в Иерусалиме.
🕍 Исторический контекст
В древности Иерусалим был не только политическим и религиозным центром Израиля, но и местом, где обитала Шхина - Божественное присутствие. Там находился Храм, где Левиты обучали народ Торе, и куда приходили тысячи евреев, чтобы учиться и вдохновляться. Поэтому Сион стал символом учения, истины и пророчества.
Когда мы сегодня говорим:
✡️ «Из Сиона выйдет Тора»,
мы не просто вспоминаем географическую точку, но утверждаем: все знания, истина, мораль, справедливость и духовный смысл приходят от Торы, а Тора связана с тем священным источником, который был и остаётся в Иерусалиме.
🔥 Символика в архитектуре синагоги
В традиционной синагоге Ковчег с Торами (Арон а-Кодеш) расположен на стене, обращённой в сторону Иерусалима. Это подчёркивает, что наш взор и сердце всегда направлены на Сион, откуда, как мы верим, снова возгорится свет Торы во всей полноте, когда будет восстановлен Храм.
🏛️ Окна Храма, как объясняют мудрецы, были шире снаружи и уже внутри - не для того, чтобы впускать свет, а чтобы излучать свет наружу.
🌟 Это аллегория: Тора не получает свет от мира - она сама является светом, распространяющимся изнутри наружу.
🌎 Современное значение
Сегодня мы повторяем эти слова, напоминая себе:
- что Тора дана всему человечеству через Израиль,
- что еврейская традиция - это миссия, а не только частная духовность,
- и что каждый из нас призван быть носителем света Торы, распространяя добро, справедливость и смысл вокруг себя.
✍️ Заключение
Чтение Торы - не просто обряд, а живой диалог с Богом и народом. В каждом жесте, каждом слове - глубина и вековая традиция. В общине «Бейс Исроэль» в Минске чтение Торы продолжается с уважением, точностью и благоговением - как и предписано с древнейших времен.