ЕЖЕДНЕВНЫЕ МОЛИТВЫ

📖 Чтение Торы в синагоге общины «Бейс Исроэль», Минск

📜 Традиция, восходящая к Моисею

Согласно еврейской Традиции, ещё Моше Рабейну постановил читать отрывки из Торы трижды в неделю - в Шаббат, понедельник и четверг (Бава Кама 82а), чтобы ни один промежуток в три дня не проходил без слов Торы.
🕎 Во времена Эзры (V в. до н.э.) было установлено:
  • Порядок чтения,
  • Количество вызываемых к Торе,
  • Дополнительное чтение в Минху Шаббата.
📍 Эти дни совпадали с рыночными, когда в города стекались люди и чтение Торы звучало при большом собрании.
📅 Загрузка даты...

🕯 Время Шаббата

    🕍 Община «Бейс Исроэль» следует времени Рабейну Там.

    🕊️ Перед открытием Ковчега

    "Эль Эрех Апаим" - Бог Долготерпеливый

    ❗ Эта молитва читается в понедельник и четверг. Она исключается в праздничные и полупраздничные даты.
    Её смысл: мы признаём, что далеки от идеала, и просим у Бога милости перед тем, как услышать Его слово.

    🕍 Открытие Ковчега и молитвы до выноса Торы

    🕊️ При открытии Ковчега открываются врата милосердия на небесах (Зоһар).
    🌟 Произносят молитву:
    «Да будет угодно Тебе… раскрыть моё сердце для Торы».
    Перед тем как Свиток Торы будет извлечён из Арона Кодеша (Святого Ковчега), открываются занавес - парохет и двери, и община встаёт. Этот момент наполнен трепетом и ожиданием, ведь открытие Ковчега символизирует раскрытие Божественного присутствия среди народа.
    Сразу после открытия поётся стих из Псалмов:
    " Эйн камоха ва-Элохим...." ( Нет подобного тебе среди сильных.....)
    Затем община читает короткие молитвы, обращённые к Б-гу с просьбой дать жизнь, милосердие, искупление и защиту:
    "Ав hа-рахамим..." (Да сжалится милосердный Отец...) - просьба об очищении от соблазнов, особенно перед тем, как мы прикоснёмся к святости Торы.
    «Во время странствия ковчега говорил Моше: встань, Господи, и рассеются враги Твои…» (Бемидбар 10:35).
    Этот стих напоминает о том, как во времена пустынных странствий ковчег вёл народ Израиля, а Всевышний как бы шествовал перед ними, оберегая их. Сегодня этот момент воспринимается как духовное движение вперёд, как призыв Б-гу сопровождать нас в новом этапе - чтении Его Слова.
    В общине "Бейс Исроэль" также читается "Брих Шмеh д-Марэ алма" - особая арамейская молитва из Зоhара, где человек просит Б-га быть его Защитником, Исцелителем, и Источником мудрости, с верой, что только Тора - настоящий путь и опора в жизни.
    Эти молитвы подчеркивают, что Тора - это не просто древний текст, а живая связь с Б-гом, и что чтение Торы требует внутренней чистоты, благоговения и искренности.

    📘 Извлечение Свитка

    Извлечение Свитка Торы из Арона Кодеша (Святого Ковчега) - один из самых трепетных и значимых моментов всей службы. Это не просто ритуальное действие - это воплощение духовной встречи с Творцом, акт, в котором весь народ Израиля словно приближается к Синайскому откровению.
    🗣️ «Присоединитесь ко мне!»
    Когда кантор (хазан) или назначенный человек берёт Свиток, он произносит вслух:
    "Гадлу л-Адонай ити, у’неромема Шмо яхдав"«Присоединитесь ко мне, и мы вместе провозгласим величие Г-спода » (Теилим 34:4).
    В этот момент вся община отвечает громко и с радостью, как бы объединяясь в общем провозглашении Величия Всевышнего. Этот призыв символизирует единение общины перед Творцом, как у горы Синай.
    Каждое движение в этом ритуале наполнено глубоким смыслом. Перед тем как вынести Свиток, его аккуратно поднимают и прижимают к груди, показывая уважение и любовь.
    Принято сопровождать Свиток Торы по залу синагоги с трепетом и радостью. Люди наклоняются к нему, прикасаются кисточками от талита к свитку и целуют их. Это выражение любви к Торе, как к живому источнику света и смысла. Некоторые даже закрывают глаза в этот момент, чтобы сосредоточиться на внутреннем переживании святости.
    Во время выноса Торы поётся:
    "Тора адонай тмима, мешиват нафеш…" — «Тора Г-спода совершенна, она оживляет душу…» (Теилим 19:8).
    Эти слова напоминают, что Тора - не только текст, но духовное дыхание, оживляющее человека.
    Также символически это действие отсылает к Ковчегу Завета, который сопровождал еврейский народ в пустыне. Так же, как тогда он вел народ, так и сегодня Тора ведёт нас в жизни. Поэтому мы встречаем её с уважением, радостью и ощущением присутствия Б-га среди нас.

    👑 «От Тебя - величие»

    Царь Давид напомнил: всё, что мы имеем - от Всевышнего.
    Текст молитвы в трёх вкладках

    Текст молитвы в трёх форматах

    Иврит
    Транслитерация
    Перевод

    לְךָ יְיָ הַגְּדֻלָּה וְהַגְּבוּרָה וְהַתִּפְאֶרֶת וְהַנֵּצַח וְהַהוֹד,

    כִּי כֹל בַּשָּׁמַיִם וּבָאָרֶץ, לְךָ יְיָ הַמַּמְלָכָה וְהַמִּתְנַשֵּׂא לְכֹל לְרֹאשׁ.

    רוֹמְמוּ יְיָ אֱלֹהֵינוּ, וְהִשְׁתַּחֲווּ לַהֲדֹם רַגְלָיו, קָדוֹשׁ הוּא.

    רוֹמְמוּ יְיָ אֱלֹהֵינוּ, וְהִשְׁתַּחֲווּ לְהַר קָדְשׁוֹ, כִּי קָדוֹשׁ יְיָ אֱלֹהֵינוּ.

    Леха Адонай һа-гдула, ве-һа-гвура, ве-һа-тифэрет, ве-һа-нецах, ве-һа-од,

    ки холь ба-шамаим у-ва-арец; Леха Адонай һа-мамлаха, ве-һа-митнасэ ле-коль ле-рош.

    Ромему Адонай Элоhэйну, ве-иштахаву ла-һадом раглав, кадош һу.

    Ромему Адонай Элоhэйну, ве-иштахаву ле-һар кодшо, ки кадош Адонай Элоhэйну.

    От Тебя, Господь, и величие, и могущество, и великолепие, и победа, и слава,

    ибо всё на небе и на земле принадлежит Тебе. Тебе, Господь, принадлежит царство, и Ты возвышаешься над всеми.

    Превознесите Господа, Бога нашего, и поклонитесь подножию ног Его, ибо свят Он.

    Превознесите Господа, Бога нашего, и поклонитесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.

    🧑‍🏫 Вызов к Торе (Алия)

    📌 Кто и как вызывается:
    • 🥇 1-й: Коэн
    • 🥈 2-й: Леви
    • Остальные: Исраэль
    При вызове называют еврейское имя и имя отца.
    Если отец нееврей - его имя опускается. Гер (принявший иудаизм) зовётся «бен Авраhам Авину».

    🕯️ Благословения на Тору

    ✡️ Благословение перед чтением

    Перед тем как прочесть даже один стих Торы, вызываемый произносит благословение, начинающееся словами:
    «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира, Который избрал нас из всех народов и даровал нам Свою Тору...»
    📍 Это благословение подчёркивает, что Тора - не просто текст, а Божественное наставление, данное народу Израиля у горы Синай.
    В этот момент человек как бы обновляет завет с Богом - так же, как наши предки приняли Тору, сказав: «Наасе вэ-нишма» - «Сделаем и услышим».
    Принято, чтобы вызываемый к Торе держался рукой за деревянные древки Свитка - символ его личной связи с Торой, не только интеллектуальной, но и духовной и физической.
    📖 Как подчёркивают мудрецы, правильное понимание Торы начинается с внутреннего уважения к её святости, а это и есть цель благословения - признать её источник.

    🗓️ Недельная глава (параша)

    В каждую субботу в синагоге читается одна глава Торы - так называемая парашат ha-шавуа (недельная глава).
    📚 Вся Тора разделена на 54 таких главы - годовое чтение Торы, соответствующих количеству суббот в еврейском высокосном году. В обычный год некоторые главы читаются в сдвоенном виде (например, Тазриа-Мецора), чтобы завершить весь Пятикнижие за один год - цикл чтения Торы.
    🕊️ Таким образом, евреи по всему миру читают одну и ту же главу каждую неделю, а к ней приурочены:
    • Драши (толкования),
    • Комментарии раввинов,
    • Проповеди,
    • И даже судьбоносные разговоры за субботним столом.
    📖 Традиция завершать весь годовой цикл чтения Торы установлена в Вавилоне. В Израиле в древности существовала другая традиция - трёхлетнее чтение.

    📘 Хотите изучать Писание вместе с детьми? Узнайте о наших уроках.

    Читаем на этой неделе главу Торы

    📖 Загрузка…
    🤝 Изучаем с общиной «Бейс Исроэль»

    ✡️ Благословение после чтения

    После прочтения вызываемый произносит:
    «Благословен Ты... Который дал нам Тору истины и вложил в нас жизнь вечную».
    📜 Слова «Тору истины» относятся к Письменной Торе, а «жизнь вечную» - к Устной Торе, данной Моисею на Синае.
    Таким образом, подчёркивается, что изучение и устное объяснение Торы - неотделимая часть еврейской традиции.
    📘 В этот момент община отвечает «Амен», подтверждая, что слышанное - не просто чтение, а дар живого слова Божьего.

    📜 Подъём Свитка (הגבהה - hагбаа)

    После завершения чтения Торы, свиток торжественно поднимают перед всей общиной. Эта процедура называется hагбаа (הגבהה) - «подъём». В ашкеназской традиции это происходит после чтения.
    🙌 Тот, кто удостоен выполнить hагбаа, разворачивает свиток на три (иногда четыре) колонны текста и поворачивается, чтобы показать их всем молящимся. В ответ община произносит стих:
    «Вот Тора, которую дал Моисей сынам Израиля по слову Господа, через Моисея» (Дварим 4:44).

    ✨ Духовный смысл

    📖 Согласно каббалистическим источникам, в Торе содержится шестисот тысяч букв (включая буквенные "корни" и скрытые уровни написания). Это число соответствует шестисот тысячам душ Израиля, присутствовавших при даровании Торы на Синае.
    💡 Идея состоит в том, что каждая душа связана с определённой «буквой» в Торе - поэтому, когда человек видит раскрытый свиток, его душа «тянется» к своей духовной букве и получает вдохновение и свет от неё.

    📏 Практическое значение

    • 📚 Свиток следует разворачивать так, чтобы текст был хорошо виден всем сторонам зала, включая женщин и детей.
    • 💪 Требуется значительное физическое усилие и навык - в некоторых синагогах hагбаа выполняется только тем, кто прошёл предварительную подготовку.
    • 🧼 Перед hагбаа руки должны быть чистыми, так как человек физически взаимодействует со священным объектом.

    🕊️ Символика

    Поднятие Торы означает, что Тора превыше всего, как духовно, так и буквально. Это также публичное утверждение:
    🔊 «Слово Бога открыто для всех, и каждый имеет право и обязанность учиться!»
    📜 Кроме того, показ текста всем присутствующим подчёркивает: ничего не скрыто, Тора - это свет и истина, доступные каждому, кто хочет приблизиться к ней.

    📘 «hафтара» - чтение Пророков

    📖 Установлено в эпоху запрета на Тору (V век, Вавилон).
    После восстановления чтения Торы обычай остался.
    🔹 «Хаци Кадиш» - отделяет Тору от Пророков, подчеркивая приоритет Торы.
    🔹 «Мафтир» - повторяют конец недельного раздела для акцента.
    📜 Благословения на ҳафтару:
    1. ✨ Прославление пророческих слов,
    2. 🕊️ Просьба о возвращении изгнанников,
    3. 👑 Молитва о восстановлении царства Давида,
    4. 🕍 Благодарение за Шаббат или Праздник.
    🧠 Маймонид:Пророков выбирает Бог.Не только разум - ещё и праведность.

    📘 Возвращение Свитка Торы в Ковчег

    После завершения чтения Торы, наступает трогательный момент возвращения Свитка в Ковчег. Это действие сопровождается особым благоговением, ведь Свиток - это священное воплощение Божественной мудрости, вручённой народу Израиля на горе Синай. Пока Свиток несут обратно к Арон а-Кодеш (Ковчегу), все присутствующие встают в знак уважения. Садиться разрешается только после того, как Свиток будет помещён в Ковчег и двери его закрыты.
    В этот момент кантор произносит слова из Псалма 148:13:
    Йеһалелу эт Шем Адонай, ки нисгав Шмо левадо.

    יְהַלְלוּ אֶת שֵׁם יְיָ, כִּי נִשִּׂגָּב שְׁמוֹ לְבַדּוֹ

    Перевод:

    Да восхвалят Имя Господа, ибо лишь Имя Его превознесено одно!
    Затем община в ответ произносит следующие строки:
    hодо аль эрец ве-шамаим. Ва-ярем керен ле-амо, теһила лехоль хасидав, ли-вней Йисраэль, ам крово, һалелуйа.

    הוֹדוֹ עַל אֶרֶץ וְשָׁמָיִם: וַיָּרֶם קֶרֶן לְעַמּוֹ, תְּהִלָּה לְכָל חֲסִידִיוֹ, לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל עַם קְרֹבוֹ, הַלְלוּיָהּ:

    Перевод:

    Слава Его - на земле и на небе. И укрепит Он мощь народа Своего, прославит всех, кто любит Его, сынов Израиля, на-род, который Он приблизил к Себе! Восхвалите Бога!!
    📦 Свиток Торы бережно ставят обратно в Ковчег (Арон а-Кодеш) - это последний обряд перед продолжением службы. В этот момент община произносит особые стихи, которые соединяют слова Торы, пророков и Писаний в единый поток молитвы, выражающий любовь к Торе, надежду на искупление и желание духовного обновления.
    📜 Кантор читает:
    וּבְנֻחוֹ יֹאמַר: שׁוּבָה יְיָ רִבְבוֹת אַלְפֵי יִשְׂרָאֵל

    В-нухо йомар: Шува Адонай риввевот алфей Йисраэль

    А когда Ковчег останавливался, Моисей говорил: «Возвратись, Господь, к тысячам тысяч сынов Израиля» (Бемидбар 10:36).
    🕊️ Это просьба о Божественном присутствии среди народа Израиля. Она как бы возвращает нас к странствиям в пустыне, когда Ковчег двигался впереди станом.
    🕍 Затем звучат стихи, посвящённые храмовому служению и Торе:
    קוּמָה יְיָ לִמְנֻחָתֶךָ, אַתָּה וַאֲרוֹן עֻזֶּךָ

    Встань, Господь, на место покоя Твоего, Ты и Ковчег могущества Твоего.

    כֹּהֲנֶיךָ יִלְבְּשׁוּ צֶדֶק, וַחֲסִידֶיךָ יְרַנֵּנוּ

    Служители Твои облачатся в праведность, и верные Тебе будут ликовать.

    בַּעֲבוּר דָּוִד עַבְדֶּךָ, אַל תָּשֵׁב פְּנֵי מְשִׁיחֶךָ

    Ради Давида, раба Твоего, не отвергни Мессию Твоего.
    📚 Тора как источник жизни:
    כִּי לֶקַח טוֹב נָתַתִּי לָכֶם, תּוֹרָתִי אַל תַּעֲזֹבוּ

    Ибо добрый урок Я дал вам - Моей Торы не оставляйте.

    עֵץ חַיִּים הִיא לַמַּחֲזִיקִים בָּהּ, וְתֹמְכֶיהָ מְאֻשָּׁר

    Она - древо жизни для тех, кто держится за неё, и счастлив тот, кто её поддерживает.

    דְּרָכֶיהָ דַרְכֵי נֹעַם, וְכָל נְתִיבוֹתֶיהָ שָׁלוֹם

    Пути её - пути приятные, и все дороги её - мир.

    הֲשִׁיבֵנוּ יְיָ אֵלֶיךָ וְנָשׁוּבָה, חַדֵּשׁ יָמֵינוּ כְּקֶדֶם

    Возврати нас, Господь, к Себе, и мы возвратимся; обнови наши дни, как в древности.
    📎 Эти слова заключают цикл чтения Торы, возвращая общину к смыслу духовного союза с Богом, центром которого является Тора - источник жизни, радости, справедливости и шалом (мира). Возвращение Свитка символизирует не конец, а постоянное возвращение к началу - к Завету, обновляемому вновь и вновь.Эти слова заключают цикл чтения Торы, возвращая общину к смыслу духовного союза с Богом, центром которого является Тора - источник жизни, радости, справедливости и шалом (мира). Возвращение Свитка символизирует не конец, а постоянное возвращение к началу - к Завету, обновляемому вновь и вновь.

    🕎 Символика: «Из Сиона выйдет Тора» (כִּי מִצִּיּוֹן תֵּצֵא תּוֹרָה)

    Эти слова из книги пророка Ишаяу (Исайя) -
    «Ибо из Сиона выйдет Тора, и слово Бога - из Иерусалима»(Ишаяу 2:3) -
    звучат в синагоге каждый раз при извлечении Свитка Торы из Ковчега.
    📜 Эта фраза подчёркивает особый источник духовного света в мире: Тора, как Божественное учение, происходит из места, которое символизирует близость ко Всевышнему - Сион, то есть Храмовая гора в Иерусалиме.

    🕍 Исторический контекст

    В древности Иерусалим был не только политическим и религиозным центром Израиля, но и местом, где обитала Шхина - Божественное присутствие. Там находился Храм, где Левиты обучали народ Торе, и куда приходили тысячи евреев, чтобы учиться и вдохновляться. Поэтому Сион стал символом учения, истины и пророчества.
    Когда мы сегодня говорим:
    ✡️ «Из Сиона выйдет Тора»,
    мы не просто вспоминаем географическую точку, но утверждаем: все знания, истина, мораль, справедливость и духовный смысл приходят от Торы, а Тора связана с тем священным источником, который был и остаётся в Иерусалиме.

    🔥 Символика в архитектуре синагоги

    В традиционной синагоге Ковчег с Торами (Арон а-Кодеш) расположен на стене, обращённой в сторону Иерусалима. Это подчёркивает, что наш взор и сердце всегда направлены на Сион, откуда, как мы верим, снова возгорится свет Торы во всей полноте, когда будет восстановлен Храм.
    🏛️ Окна Храма, как объясняют мудрецы, были шире снаружи и уже внутри - не для того, чтобы впускать свет, а чтобы излучать свет наружу.
    🌟 Это аллегория: Тора не получает свет от мира - она сама является светом, распространяющимся изнутри наружу.

    🌎 Современное значение

    Сегодня мы повторяем эти слова, напоминая себе:
    • что Тора дана всему человечеству через Израиль,
    • что еврейская традиция - это миссия, а не только частная духовность,
    • и что каждый из нас призван быть носителем света Торы, распространяя добро, справедливость и смысл вокруг себя.

    ✍️ Заключение

    Чтение Торы - не просто обряд, а живой диалог с Богом и народом. В каждом жесте, каждом слове - глубина и вековая традиция. В общине «Бейс Исроэль» в Минске чтение Торы продолжается с уважением, точностью и благоговением - как и предписано с древнейших времен.

    📅 Еврейский календарь и ежедневные молитвы

    Изучите структуру еврейского календаря и основные молитвы, сопровождающие каждый день:

    Эти элементы — основа духовной жизни, отражённой в ритмах еврейского календаря. Погрузитесь в глубину традиций через молитвы и освящённое время.