Еврейская духовность

Шаагат Арье: биография, легенды и связь с Минском и Воложином - еврейские мудрецы

Памятник на могиле Шаагат Арье

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ, ФАКТЫ И ЛЕГЕНДЫ

Арье-Лейб бар Ашер Гинзбург (Шаагат Арье) - раввин, кабалист, выдающийся законоучитель. Годы жизни 5455-5545/1695-1785гг. По различным источникам на место рождения Шаагат Арье претендуют
как минимум три города Пинск, Брест и Минск (Минская область) связано это в первую очередь с тем, что его отец и дед занимали различные раввинские должности в этих городах. Но в любом случае это территория современной Беларуси, ранее Речь Посполитая, а до этого Великое Княжество Литовское
(в еврейском мире Литва). Его дед, р. Лейбл Гинзбург, был раввином в г. Минске. Он вошел в историю еврейской мысли под именем р. Лейбл Бааль Тосафот, так как являлся выдающимся знатоком комментариев тосафистов к Талмуду; умер в 5468 /1708/г. Арье-Лейб изучал Тору у деда, а также у своего отца, р.Ашера Гинзбурга, раввина г. Пинска, а затем, с 5480 /1720/ года, раввина минского воеводства (к которому относилось около сорока небольших общин, расположенных в окрестностях Минска). р.Арье-Лейб много лет помогал отцу в выполнении его раввинских обязанностей. Общину самого города Минска возглавлял другой выдающийся раввин, р. Йехиэль Гальперин (Седер Адорот).

ИЗ ЖИЗНИ

Жизнь семьи р. Арье-Лейба проходила в бедности. Однажды после скудного ужина он, как обычно, сидел при свете тусклой лампады над книгами - и вдруг разрыдался. Жена, сидевшая рядом за домашней работой, встревоженно поинтересовалась, почему он плачет. Ответ был «До чего же нам хорошо сегодня! - слезно прошептал р. Арье-Лейб. - Мы поели, напились вдоволь и сидим при свете комнате... У нас есть где ночевать. Мы наслаждаемся, что вокруг тишина и покой, а главное - наслаждаемся изучением слов Торы... Все это меня очень тревожит. Как бы не получилось,что мы растратили всю свою награду за заповеди на блага этого мира» (Гдолей адорот).

АВТОРИТЕТ

Говорят, что Шаагат Арье говорил так: «У первых поколений мозги были сделаны из шелка, желудки же из кожи, но у наших поколений мозги из кожи, а желудки из шелка» (в то же время он подчеркнул, что и его желудок из кожи, не желая сказать о себе, что его мозг из шелка). Любой, кто вдумчиво читает эти строки, сразу понимает, что автор книги «Рычание льва» имел в виду не шелк и кожу в прямом смысле, а хотел подчеркнуть: у людей древних поколений был утончённый, восприимчивый разум, получавший истинное наслаждение от глубокого изучения Торы, способный постигать её тайные смыслы и тончайшие намёки. Зато их желудки были «кожаными» — то есть крепкими и выносливыми, не избалованными излишествами и изысканной пищей.

СКРОМНОСТЬ

Обычно р. Арье-Лейб во время своих путешествий останавливался на ночлег в простых постоялых дворах для бедняков.
Однажды, прибыв в немецкий город Бреслау, где раввином был р. Йехиэль Берлин, он направился прямо в его дом. Зайдя на кухню, он попросил у ребецен кастрюлю и немного ячменя, чтобы приготовить себе пищу.
Рав Арье-Лейб строго соблюдал запрет на употребление зерна нового урожая, поэтому ел очень скромно. Ребецен, удивлённая таким необычным гостем, сразу рассказала мужу о произошедшем. Р. Йехиэль вышел познакомиться с путешественником и сразу почувствовал, что перед ним человек особого духовного уровня. Они начали беседу о Торе, и из слов гостя рав Берлин понял, что разговаривает с великим мудрецом.
Перед отъездом из города р. Арье-Лейб сказал раву Берлину: «Я поражён тем, что встретил раввина, живущего в достатке и уважении, но при этом по-настоящему преданного изучению Торы. Это одно из чудес, свидетелем которых я стал в своей жизни».

МИНСК

В 5492 /1732/ году главный раввин Минска р.Йехиэль Гальперин пригласил р.Арье-Лейба старшим преподавателем в Минскую ешиву. Виртуозный анализ Галахических проблем быстро принесли ему славу, и его уроки, которые успешно развивали интеллектуальные способности учеников,
привлекли в ешиву множество молодых знатоков Торы со всех концов Белоруссии и Литвы.
Шаагат Арье прожил в Минске десять лет, однако между ним и главой ешивы р. Иехиэлем Гальпериным возник конфликт. Несмотря на то, что р. Арье-Лейб был на три десятка лет младше, он открыто критиковал те методы преподавания и исследования Талмуда, которыми пользовался р. Гальперин. Под давлением сторонников главного раввина он был вынужден оставить Минск - его выпроводили из города в канун шаббата, после полудня. Изгнание раввина было очень унизительным, ему даже не дали возможности захватить с собой все необходимое для шаббата.
По преданию, когда р. Арье-Лейб покидал город и пересекал Плебанский мост, он остановил повозку, повернулся к реке и громко произнёс проклятие. Мальчишки, бежавшие за телегой, оцепенели от страха и закрыли лица руками. Почти сразу с востока, со стороны Золотогорского костёла, налетела тяжёлая туча, напоминавшая силуэт высокого худого человека в развевающемся чёрном плаще. В тот же вечер Минск накрыло одно из самых разрушительных наводнений в его истории — по разным данным, погибло от 70 до 100 человек.
Проблема минских подтоплений остаётся неразрешённой уже почти три столетия. Весной и летом разные районы города по-прежнему страдают от воды. Власти неоднократно предпринимали масштабные меры, и борьба продолжается до сих пор.
В середине 1950-х годов XX века было создано Минское море. Во время строительства гидроузла, когда с помощью взрыва пытались очистить дно от гигантского плавуна, произошёл мощный взрыв — около двадцати тонн ила взметнулись на километры вверх. Очевидцы утверждали, что в небе на
мгновение возникла гигантская тень, похожая на фигуру человека в длинном чёрном плаще. Рабочие, участвовавшие в подрыве, признавались, что от ужаса даже неверующие начали молиться.
Даже в XXI веке Минск продолжает бороться с этой стихией: был построен крупный окружной коллектор, расширен коллектор, проходящий на месте старого русла Немиги, а в 2025 году власти вновь объявили о планах строительства новых систем водоотведения.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ БУЛОЧНИЦЫ

На фоне неподобающего отношения раввину в виде изгнания в этой истории запечатлён положительный персонаж. Как и с другими фактами, существуют несколько версий произошедшего.
Этот эпизод упоминается во всех источниках. Когда раввин-талмудист уже покидал город, к его повозке подошла женщина по имени Блюмка, известная тем, что пекла булочки. Она передала жене р. Арье-Лейба свежие халы и свёрток с шаббатними свечами. По преданию, мудрец растрогался до слёз и благословил её словами: «Пусть Всевышний воздаст тебе за твоё милосердие богатством и почётом», — предсказав, что она разбогатеет на своём хлебе.
Так и случилось: Блюмка основала первую крупную хлебопекарню в Минске, а её хлеб стал знаменит даже в Вильно.
В других источниках говорится, что эта праведная женщина — Блюмка Виленкин — постоянно помогала Шаагат Арье, поддерживала его материально и заботилась о нём. Говорят, что он благословил её на
строительство синагоги — одну в Минске и одну в Святой Земле.
В Минске она действительно построила Бейт а-Мидраш, который стали называть «Клоиз Блюмке» или «Блюмкес клойз». Позже, при её поддержке, Рав Хаим из Воложина и его ученики основали там йешиву, где впоследствии учились величайшие раввины своего времени.
Много лет спустя, когда Блюмке исполнилось около восьмидесяти, она захотела исполнить обещание праведника и переехать в Эрец Исраэль. Она обратилась за советом к Раву Хаиму из Воложина, и тот ответил:
«Если у тебя есть благословение Шаагат Арье, не спеши. Никто не знает, сколько тебе отведено. Он сказал, что ты построишь синагогу в Земле Израиля — значит, всё произойдёт в своё время».
Блюмке послушалась и осталась в Минске. Спустя многие годы, уже в глубокой старости, она всё же отправилась в Святую Землю и построила там синагогу — как и предсказал ей Шаагат Арье. Сразу после завершения строительства эта праведная женщина отошла из мира, исполнив своё
предназначение.
Поселившись в небольшом местечке в окрестностях Минска, р. Арье-Лейб по-прежнему помогал престарелому отцу в руководстве общинами воеводства. После смерти отца, последовавшей около 5502 /1742/ года, р.Арье-Лейб принял на себя добровольное изгнание (галут) - в течение нескольких лет он странствовал по Литве и Польше, переходя с посохом и сумой из города в город и из местечка в местечко.
В пути бывали продолжительные остановки - на некоторое время странствующий мудрец становился раввином крупных общин Кракова и Бриска (Бреста). В 5510 /1750/ году ему предложили пост главного раввина в городке Воложине, расположенном северо-западнее Минска.

ВОЛОЖИН

По свидетельству современников, и здесь, в маленькой и бедной общине Воложина, семья р. Арье-Лейба пребывала в большой нужде - у самого раввина была лишь одна одежда и на будни, и на шаббат. Его жене приходилось зарабатывать на хлеб, замешивая тесто в пекарне.
Рассказывают, что поскольку у раввина из-за крайней бедности не было даже книг, он часто одалживал их у ученого и состоятельного горожанина по имени р. Ицхак, а порой и занимался прямо у него в доме. Однажды, когда р. Арье-Лейб, погруженный в книги, находился в этом гостеприимном доме, у жены р. Ицхака начались роды. Однако, зная, что рядом учится великий мудрец, женщина постаралась преодолеть свою боль и сдержать стоны, чтобы не отвлекать р. Арье-Лейба от книг. Узнав о такой самоотверженности, проявленной ради Торы, р. Арье-Лейб благословил роженицу, пожелав, чтобы ее сыновья стали великими знатоками Торы.
Данное благословение сбылось - сыновья этой женщины, р. Хаим Воложинер и его младший брат Шломо-Залман, стали духовными лидерами следующего поколения евреев Европы (Гдолей адорот).
По другой версиидело было так. В местечке Воложин жил состоятельный человек - раввин Ицхак, уважаемый лидер общины. Рав Ицхак часто отправлялся в деловые поездки и, возвращаясь домой, всегда
привозил жене какой-нибудь красивый подарок.
Однажды, накануне очередной поездки, жена сказала ему:
"Дорогой, в этот раз я не хочу обычного подарка. Мне было бы по-настоящему радостно, если бы ты привёз домой полный Шас - то есть весь комплект Талмуда."
В те времена достать полный Шас было большой редкостью, да и стоил он немало. Рав Ицхак согласился на просьбу жены и действительно привёз домой Талмуд. Томы были разного формата и из разных изданий, но комплект был полный, и супруги радовались, что теперь у них есть такая ценность в доме.
Чтобы не быть эгоистами, они решили, что любой желающий учить Тору сможет брать нужный трактат у них.
Слух о том, что в доме раввина Ицхака можно получить том Талмуда, быстро разошёлся по всему Воложину. Учёные и ученики приходили, брали трактат, учили, а закончив - возвращали и брали следующий. Так как рав Ицхак часто отсутствовал, он поручил жене быть «библиотекарем»: у неё
были ключи и список всех, кто брал книги.
Однажды в Воложин приехал великий мудрец Торы — Шаагат Арье. Он проводил всё время за учёбой и тоже услышал о «библиотеке» в доме раввина Ицхака. С тех пор он стал регулярно приходить туда, чтобы брать и возвращать трактаты.
Жена раввина поняла, что перед ней стоит истинный гигант Торы. Набравшись смелости, она сказала:
"Рабби, не утруждайтесь приходить каждый раз, когда вам нужно поменять трактат. Это только отнимает у вас драгоценное время учёбы! Я буду каждое утро посылать слугу с трактатами,
которые вам нужны на день."
Так и сделали, и это соглашение продолжалось долгое время.
Перед своим отъездом из Воложина Шаагат Арье пришёл поблагодарить хозяйку и сказал ей:
"Я благословляю тебя, чтобы у тебя было два сына, которые осветят глаза Израиля своей Торой. Один будет создавать общины и обучать молодых учеников Талмуду, а второй даже не будет нуждаться в Шасе, ибо удостоится знать всю Тору наизусть."
Благословение раввина исполнилось. Эта женщина действительно родила двух сыновей, которые
озарили мир Торы, и влияние которых чувствуется до сих пор: - один — рав Хаим из Воложина,
основатель первой Воложинской йешивы,- а другой — рав Залман (Залмалэ) из Воложина,
величайший учёный своего поколения, знавший всю Тору наизусть. В Воложине р. Арье-Лейб возродил работу своей ешивы. Его учеником здесь стал юный Хаим Воложинер - впоследствии ближайший последователь Виленского Гаона и основатель Воложинской ешивы, «матери» великих ешив Литвы.
В период пребывания в Воложине (1750-1755) р. Арье-Лейб написал книгу Шаагат Арье (Рычание льва) - она включает сто восемь его респонсов, в которых исследуются законы повседневной жизни и праздников. Эта книга принесла ему признание и славу одного из самых авторитетных
законоучителей своей эпохи и раскрыла его для мира, как человека, чья проницательность и интеллект не имели себе равных в его поколении (книга вышла в свет в 5516 /1756/ году). С того времени его труд был переиздан более 40 раз и до сих пор считается очень важным респонсом.
В последующих поколениях у евреев Литвы и Польши сложился обычай, согласно которому юноша, готовящийся к празднованию бар-мицвы, строит свое выступление (драшу) именно на материале книги Шаагат Арье.

МИНСК

Из Воложина р. Арье-Лейб возвратился в Минск, где ему предложили возглавить общину несмотря на то, что в городе уже был другой главный раввин, р.Моше Гальперин, унаследовавший этот пост от своего отца, р.Йехиэля Гальперина. С новой силой разгорелись дрязги и споры, в результате которых сторонники р.Моше Гальперина одержали верх.

КАРА НЕБЕС

Автора Шаагат Арье вторично выдворили из Минска - по свидетельству современников, его силой усадили в специально нанятую повозку и заставили покинуть пределы города. Сразу после этого наступила черная полоса в истории Минска: в нескольких опустошительных пожарах сгорели целые
кварталы, в короткий срок скончались все наиболее рьяные противники р.Арье-Лейба, в том числе, и р. Моше Гальперин. Многие из минских евреев увидели в этом кару небес за оскорбление, нанесенное великому мудрецу (Минск up ваэм с.92-93).
После этих событий автор Шаагат Арье, которому уже исполнилось шестьдесят девять лет, вновь отправился в галут: в его дорожной суме были лишь талит и тфилин, ложка, миска и мера ячменных зерен. Как нищий, кормящийся подаянием, он прошел через всю Европу, ненадолго задержавшись лишь в нескольких германских городах - Кенигсберге, Дессау и Франкфурте на Майне.

ГДЕ-ТО В ДОРОГЕ

Однажды р. Арье Лейб, окончив утреннюю молитву, нанял карету и отправился в дальнюю дорогу. Он не снял талит и тфилин — как было принято у великих раввинов того времени, которые могли проводить в учёбе весь день, — и, погрузившись в изучение Торы, не замечал происходящего вокруг. Извозчик, который его вёз, тоже был в талите и тфилине и молился в пути.
Неожиданно из леса выскочили вооружённые разбойники и остановили карету. Они потребовали выпрячь лошадей и отдать все деньги и ценности. Извозчик испугался и в отчаянии позвал Раввина:
"Рэбе, нас грабят!"
Услышав шум, р. Арье Лейб выглянул из кареты, чтобы понять, в чём дело. Но стоило ему показаться, как разбойники, охваченные страхом, бросились бежать, забыв о своих угрозах.
Когда извозчик немного пришёл в себя, он удивлённо спросил:
" Рабби, почему они убежали?
Они испугались меня, — спокойно ответил р. Арье Лейб.
Но я ведь моложе и сильнее, и на мне тоже были тфилин, — возразил
извозчик."
Рав улыбнулся и сказал:
"В Талмуде (трактат Брахот, лист 6) сказано: «И увидят все народы земли,
что Имя Всевышнего наречено на тебе, и убоятся тебя». Речь идёт именно о
головном тфилине. Но тфилин должен быть не только на голове, — он
должен быть в голове. Осознание этой заповеди должно глубоко укорениться
в разуме и сердце. Только тогда можно сказать, что Имя Всевышнего
действительно пребывает на человеке — и только тогда внушается страх
народам."

ПУТЬ В МЕЦ

Однажды Арье-Лейб прибыл в Кёнигсберг, в городе где раввином в это время был р.Арье-Лейб Эпштейн, автор книги «а-Пардес».
Арье-Лейб не назвал своего имени и зашёл в дом Рава и начал с хозяином беседу о Торе. В споре он явно превосходил собеседника, и тогда Рав Эпштейн отправился в библиотеку за книгой « Шаагат Арье», чтобы подтвердить свою позицию. Увидев это, гость улыбнулся и сказал:
"Рав знаком с моей книгой, но не с её автором".
Эти слова поразили рава Эпштейна — он взглянул на собеседника и ощутил благоговейный трепет: ведь он стоял перед человеком с лицом, напоминающим львиное, и глазами, словно горящими углями. Рав Эпштейн понял, что перед ним сам автор " Шаагат Арье". Рав Эпштейн сразу извинился за холодный приём и выделил ему особую комнату в своём доме.
С тех пор он с огромным наслаждением проводил с ним дни, изучая Тору. В это же время жители города Мец предложили р.Эпштейну занять у них должность раввина. Однако он передал это предложение Шаагат Арье.

МЕЦ

В 5525 /1765/ году ашкеназская община г. Меца, находящегося под властью французской короны, пригласила его стать главным раввином города.
Рассказывают: когда р.Арье-Лейб появился в Меце, горожане начали шушукаться за его спиной, саркастически утверждая, что он «прибыл в Мец, чтобы обрести пристанище на городском кладбище» - их смущало то, что новый раввин уже перешагнул семидесятилетний рубеж.
В связи с этим в своей первой субботней речи, р. Арье-Лейб напомнил общине эпизод из Торы. Когда праотец Яаков явился в Египет, он показался фараону настолько старым и дряхлым, что тот изумленно спросил: «Сколько лет твоей жизни?!»(Берешит 47:8). И тем не менее, праотец Яаков прожил в Египте еще целых семнадцать лет. Исходя из этого, р. Арье-Лейб заверил евреев Меца, что пробудет раввином в их городе дольше, чем прожил в Египте праотец Яаков.
И действительно, автор Шаагат Аръе был раввином Меца в течение двадцати лет (Гдолей адорот). Более того, в Меце р. Арье-Лейб вновь создал ешиву, ставшую одним из мировых центров изучения Торы.
Последние годы жизни он провел, окруженный почетом, подобающим главе поколения. В этот период им были составлены комментарии к нескольким трактатам Талмуда, которые изучались в его ешиве:
аналитические заметки к трактатам Рош-а-Шана, Хагига и Мегила вошли в книгу Турей эвен (Каменные ряды), а заметки к трактатам Таанит, Йома и Макот - в книгу Гвурот Арье (Мощь льва).
До самой глубокой старости р. Арье-Лейб сохранил силу интеллекта и памяти. По свидетельству учеников, он цитировал по памяти текст Талмуда - из любого трактата, о котором заходила речь во время дискуссии. Столь же свободно он приводил, мгновенно извлекая из памяти, высказывания вавилонских гаонов, Рифа, Раши, Рамбама и тосафистов, а также целые разделы из кодексов Арбаа турим и Шульхан арух. Подобная эрудиция стала результатом титанического труда, продолжающегося на протяжении всей его жизни. За месяц до своей смерти автор Шаагат Арье пригласил знатоков Торы и учеников на сеудат-сиюм - трапезу, посвященную окончанию изучения всего Талмуда. Выступая на этой трапезе, он признался в том, что по великому милосердию Всевышнего удостоился завершить изучение Талмуда в тысячный раз (Гдолей адорот).
Р. Арье-Лейб Гинзбург, вошедший в историю еврейской мысли как автор книги Шаагат Арье, умер в 5545 /1785/ году - в девяностолетнем возрасте.
Рассказывают, что в последний день своей жизни он занимался в одиночестве в доме учения. Напряженно работая над алахической проблемой, он потянул из книжного шкафа необходимый ему фолиант - и
шкаф упал на него. Исчезновение мудреца обнаружили лишь спустя час и полуживого извлекли его из-под груды книг. Р. Арье-Лейб улыбнулся и прошептал:
"Все книги, с авторами которых я полемизировал и обрушивался на них с критикой, теперь обрушились на меня. И весь тот час, что я лежал под шкафом, я дискутировал с авторами этих книг, и со всеми мы нашли компромисс, кроме непримиримого р. Мордехая Яфе, автора кодекса Левуш.
Он мне так и не простил моей чересчур резкой критики и неуважительного отношения к его словам — вот из-за него мне и приходится покидать этот мир".
С этими словами он умер.
✅ В эту истории мы дописали свою главу, читайте здесь 📌
📜 Авторы-составители:
равввин Даниэль Бержанер,
Элиэзер Полянских.
Мудрецы