На рисунке Йосифа Лихтарёва, посвящённом недельной главе «Ки Теце», изображён юноша в бейсболке и зелёной толстовке.
В трактате Санhedрин (71а) мудрецы подробно обсуждают закон о «буйном и непокорном сыне» и приходят к выводу:
«Не было и не будет такого случая, а записано это для того, чтобы мы изучали и получали награду»
То есть сама Тора учит нас через этот образ - как важно вовремя остановить разрушительное поведение и направить энергию юности в созидательное русло.
Современный взгляд позволяет увидеть в этом образе подростка или молодого человека, ищущего удовольствий и свободы, но не понимающего, что настоящая свобода - это способность к самоограничению. Бутылка и сосиски в руках героя рисунка Йосифа Лихтарёва становятся символами поверхностных удовольствий, за которыми стоит духовная пустота. Тора же призывает нас быть внимательными к своим детям, воспитывать их не страхом наказания, а любовью, примером и заботой, чтобы их путь не привёл к «вратам суда», а к вратам жизни и света.
📖 «Когда выходишь ты на войну против врагов твоих…» (Дварим 21:10)
Глава «Ки Теце» (📜 ספר דברים, Дварим 21:10 - 25:19) содержит 74 заповеди - больше, чем любая другая недельная глава Торы. Это 27 повелительных (עשה) и 47 запретительных (לא תעשה) мицвот.
Она охватывает самые разные сферы жизни: от законов войны и семейных отношений до правил честной торговли, социальной справедливости и заботы о слабых.
⚔️ Война и её законы
- «Красивая пленница» (Ефат-тоар) - Тора берет во внимание состояние человека и его низменные страсти, возникающие на поле сражения в условиях войны, но при этом требует уважительного отношения к пленнице.
- Тора требует уважения к телу казненного по приговору суда - оно должно быть предано земле в тот же день, ведь человек - творение Всевышнего, созданное по его подобию. ⚖️ (Дварим 21:23).
💡 Талмуд учит: милосердие должно быть даже там, где звучит приговор.
👨👩👦 Семья и наследие
- 📜 Закон о наследстве первенца.
- ⚖️ «Буйный и непокорный сын» - концепция воспитания и ответственности.
- 💍 Заповедь брака через обручение (кидушин).
- 📑 Развод и запрет возвращать бывшую жену после ее нового брака.
- ❤️ Первый год после свадьбы - муж обязан радовать жену и не уходить на войну.
«Радуй жену свою, которую ты взял» (Дварим 24:5)
🤝 Отношение к ближнему
- 🐂 Заповедь вернуть потерянную вещь (הֲשָׁבַת אֲבֵדָה).
- 🐴 Помощь животному, упавшему под тяжелым грузом.
- ❌ Запрет пройти мимо чужой беды.
📖 «Не закроешь глаз своих от брата твоего» (Дварим 22:1-4)
🕊️ Забота о природе и мире
- 🕊️ Если встретишь птичье гнездо - сначала отпусти мать, а только потом возьми птенцов.
- 🏠 Заповедь ставить перила на крыше.
- ❌ Запрет оставлять опасные предметы.
- ⚖️ Запрет на смешение:
- сеять разные культуры на одном поле,
- пахать на быке и осле вместе,
- носить одежду из шерсти и льна (шаатнез).
💰 Честность и справедливость
- ❌ Запрет брать проценты у евреев.
- ✅ Разрешение брать проценты у неевреев.
- ⏱️ Плата работнику - в тот же день.
- 📉 Запрет фальшивых гирь и весов.
📖 «Гиря полная и верная должна быть у тебя» (Дварим 25:15)
🏛️ Суд и социальные законы
- ⚖️ Наказания и ограничения: «сорок ударов - не более».
- ❌ Запрет искажения суда для сироты и пришельца.
- 🐂 «Не заграждай рта быку, когда он молотит» - милосердие к животным.
👪 Левиратный брак и Халица
- Обязанность брата жениться на вдове умершего (ибум) ради сохранения его имени.
- Если отказ – унизительный обряд «Халица».
🛡️ Амалек - вечная память
В конце главы звучит напоминание:
📖 «Помни, что сделал тебе Амалек… сотри память о нём из-под небес; не забудь!» (Дварим 25:17–19)
🌟 Итог
Глава «Ки Теце» учит: война, суд, семья, работа, отношения с ближними и даже отношение к птице в гнезде - всё является частью духовной жизни еврея. Каждое действие, даже самое малое, наполнено смыслом и связано с волей Всевышнего.