📜 В канун Рош а-Шана евреи стремятся предстать перед Всевышним очищенными от греха неисполненных обетов. Наши мудрецы учили, что обеты - это не просто слова: они связывают человека и накладывают духовную ответственность. Поэтому обычаем стало расторгать их накануне Дня Суда, чтобы войти в новый год без лишнего груза.
📖 Основание в Торе и Талмуде
🔹 В Торе сказано:
«Если человек даст обет Господу… то не должен нарушать слова свои: всё, что выйдет из уст его, пусть сделает» (Бемидбар 30:3)
🔹 Но мудрецы разъяснили:
«Обретает прощение тот, кто раскаивается и ищет освобождения от обетов» (Талмуд, трактат Недарим 23б)
Таким образом, процедура расторжения обетов - это не отмена сказанного, а признание его ошибочным и обращение к милосердию Всевышнего.
🙏 Как проходит церемония
После утренней молитвы 📖 в канун Рош а-Шана каждый человек обращается к трем евреям и произносит слова раскаяния во всех обетах, данных в течение года. Эти трое отвечают ему:
✨ «Отпускается тебе, отпускается тебе, отпускается тебе».
Таким образом, обеты признаются недействительными, как если бы они были даны по ошибке.
⚖ По обычаю, раввин-знаток Торы также может освободить от обетов, однако установилось правило делать это перед тремя людьми, чтобы подчеркнуть важность общинного участия.
🌍 Различия в обычаях
📌 В ашкеназских общинах расторжение обетов проводят именно в канун Рош а-Шана.
📌 В сефардской традиции принято делать это дважды в год:
- 19 Ава (за 40 дней до Рош а-Шана)
- и в новомесячье Элула (за 40 дней до Йом Кипура).
💡 Духовный смысл
Расторжение обетов напоминает нам, что человек не должен быть пленником собственных слов. Главное - искренне стремиться к исправлению и вернуться к Творцу.
🎶 «К Господу в беде взываю: "Ответь мне!"» (Теилим 120:1)
Так мы подходим к Рош а-Шана очищенными, готовыми начать новый год с чистым сердцем и обновленной связью с Всевышним.