📖 Зманим: читаются утром перед любым изучением Торы, включая даже чтение молитвенника, желательно до восхода солнца или до начала Шахарит.
С древних времён благословения на изучение Торы считались важнейшим элементом еврейской духовной жизни. Мудрецы Талмуда подчеркивали, что именно произнесение этих благословений с трепетом и осознанием отличает изучение Торы от простой интеллектуальной деятельности. В трактате Нида (70б) говорится, что разрушение Храма произошло, среди прочего, потому что народ перестал благословлять Тору перед её изучением, они учили, но не воспринимали Тору как Божественный дар. Это напоминает нам, что каждая встреча с Торой - это священное прикосновение к Вечному, которое начинается с признания источника и смысла этой мудрости.
Эти благословения делают само изучение Торы духовным актом. После благословения принято читать три отрывка из Письменной и Устной Торы, включая:
✡ Биркат коҳаним (Числа 6:24–26):
«Да благословит тебя Господь и сохранит…»
📜 Мишна, Пеа 1:1:
«Вот заповеди, плодов которых человек вкушает в этом мире, а основную награду получает в Мире Грядущем...»
📘 Основной вывод:
«Изучение Торы равноценно всем добрым делам вместе взятым.»
Галаха требует ежедневного изучения Торы. Чтобы сразу после благословения приступить к исполнению заповеди, читаются приведённые отрывки. Эти тексты служат и вступлением, и напоминанием о величии заповеди учения.
📜 Часть 1 - Благословение на заповедь
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לַעֲסוֹק בְּדִבְרֵי תוֹרָה.
Барух Ата Адо-най Элоhейну Мелех hа-олам, ашер кидешану бе-митцвотав ве-цивану лаасок бе-диврей Тора.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам заниматься словами Торы.
📜 Часть 2 - Молитва о приятии слов Торы
וְהַעֲרֶב־נָא יְיָ אֱלֹהֵינוּ אֶת דִּבְרֵי תוֹרָתְךָ בְּפִינוּ וּבְפִי עַמְךָ בֵּית יִשְׂרָאֵל,
וְנִהְיֶה אֲנַחְנוּ וְצֶאֱצָאֵינוּ וְצֶאֱצָאֵי עַמְךָ בֵּית יִשְׂרָאֵל —
כֻּלָּנוּ יוֹדְעֵי שְׁמֶךָ וְלוֹמְדֵי תוֹרָתְךָ לִשְׁמָהּ.
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ, הַמְּלַמֵּד תּוֹרָה לְעַמּוֹ יִשְׂרָאֵל.
Ве-һаарев на Адонай Элоһэйну эт диврей Торатка бе-фину ув-фи амха бейт Йисраэль, ве-ниһйе ана-хну ве-цезцаэйну, ве-цеэцаэй Йисраэль, кулану амха бейт йод'эй Шмеха ве-ломдей Торатха ли-шмаһ. Барух Ата Адонай, һa-меламед Тора ле-амо Йисраэль
Сделай же так, Господь, Бог наш, чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст и уст всех сынов народа Твоего, дома Израиля; и да будем все мы, и наши потомки, и потомки всего народа Твоего, дома Израиля, знать Имя Твое и бескорыстно учить Тору Твою. Благословен Ты, Господь, обучающий Торе народ Свой, Израиль.
📜 Часть 3 - Благодарность за дар Торы
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם,
אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ מִכָּל הָעַמִּים וְנָתַן לָנוּ אֶת תּוֹרָתוֹ.
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ, נוֹתֵן הַתּוֹרָה.
Барух Ата Адо-най Элоhейну Мелех һа-олам, ашер бахар бану ми-коль һа-амим ве-натан лану эт Торато. Барух Ата Адонай, но-тен һа-Тора.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который избрал нас из всех народов и дал нам Свою Тору. Благословен Ты, Господь, дающий Тору.
📚 После благословения читают (выполнение заповеди):
📜 Биркат Коҳаним (Числа 6:24–26):
יְבָרֶכְךָ יְיָ וְיִשְׁמְרֶךָ
יָאֵר יְיָ פָּנָיו אֵלֶיךָ וִיחֻנֶּךָּ
יִשָּׂא יְיָ פָּנָיו אֵלֶיךָ, וְיָשֵׂם לְךָ שָׁלוֹם
Йеварехеха Адонай ве-йишме-реха.
Яэр Адонай панав элеха ви - хунека.
Йиса Адонай панав элеха ве-ясем леха шалом.
Яэр Адонай панав элеха ви - хунека.
Йиса Адонай панав элеха ве-ясем леха шалом.
Да благословит тебя Господь и охранит тебя.
Да озарит Господь лицо Своё к тебе и даст тебе милость.
Да обратит Господь лицо Своё к тебе и дарует тебе мир.
🧡 Элу дварим - Заповеди без меры
אֵלוּ דְּבָרִים שֶׁאֵין לָהֶם שִׁעוּר:
הַפֵּאָה, וְהַבִּכּוּרִים, וְהָרְאָיוֹן, וּגְמִילוּת חֲסָדִים, וְתַלְמוּד תּוֹרָה.
Элу дварим ше-эйн лаһэм шиур: hа-пеа већа-бикурим, већа-реайон, у-гмилут хасадим ве-талмуд Topa.
Вот дела, у которых нет установленной меры: край поля (пеа), первые плоды (бикурим), паломничество в Храм (реайон), добрые дела (гмилут хасадим), и изучение Торы.
אֵלוּ דְּבָרִים שֶׁאָדָם אוֹכֵל פֵּרוֹתֵיהֶם בָּעוֹלָם הַזֶּה, וְהַקֶּרֶן קַיֶּמֶת לוֹ לָעוֹלָם הַבָּא:
כִּבּוּד אָב וָאֵם, וּגְמִילוּת חֲסָדִים, וְהַשְׁכָּמַת בֵּית הַמִּדְרָשׁ שַׁחֲרִית וְעַרְבִית,
וְהַכְנָסַת אוֹרְחִים, וּבִקוּר חוֹלִים, וְהַכְנָסַת כַּלָּה, וּלְוָיַת הַמֵּת,
וְעִיּוּן תְּפִלָּה, וַהֲבָאַת שָׁלוֹם בֵּין אָדָם לַחֲבֵרוֹ.
וְתַלְמוּד תּוֹרָה כְּנֶגֶד כֻּלָּם.
Элу дварим ше-адам охель перотейhем ба-олам hа-зе веhакерен кайемет ло ла-олам hа-ба, ве-элу hен: кибуд ав ва-эм у-гмилут хасадим, ве-hашкамат бейт hа-мдраш шахарит ве-арвит, ве-hанкасат орхим у-викур холим, ве-hахнасат кала, у-леваят hа-мет, ве-ийун тфила, ваhаваат шалом бейн адам ла-хаверо, ве-талмуд Тора ке-негед кулам.
Вот заповеди, плоды которых человек вкушает в этом мире, а основная награда сохраняется за ним в Мире Грядущем:
почитание родителей, добрые дела, посещение дома учения утром и вечером, гостеприимство, посещение больных, помощь невесте, участие в похоронах, осмысленная молитва, примирение между людьми.
А изучение Торы равноценно всем им
🌿 Сила Благословения и Теилим: Псалмы Давида как источник вдохновения
Чтение Теилим - псалмов Давида - всегда было мощным духовным инструментом еврейского народа. Но истинная сила Теилим раскрывается, когда псалмы читаются после благословения на изучение Торы. Так мы соединяем духовную традицию с глубиной постижения.
В Псалме 119:97 сказано:
"О, как я люблю Твою Тору! Весь день она размышление моё" - это показывает, насколько важно наполнять день словами Торы.
А в Теилим 1:2-3 говорится: "Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь... и всё, что он делает, успеет."
Именно через благословение и регулярное чтение теилим на русском, в транслитерации или на иврите, мы открываем для себя настоящую силу псалмов. Читать псалмы - значит приобщаться к словам Давида, которые несут поддержку, защиту и мудрость.
🔚 Вывод
Благословения на изучение Торы - это не только формальный обряд, но и глубокий духовный акт, отражающий ключевые идеи иудаизма: чистоту души, важность Торы и непрерывную связь человека с Богом. Начинать день с этих слов - значит возвращаться к своим духовным корням и укреплять внутренний мир.